Классики и современники
Новая волна интереса к автомобильной старине подхватила и меня: налюбовавшись экспонатами российских выставок, фестивалей и ретро-ралли, захотел взглянуть, что привлекает европейских ценителей ретро. Коллеги еще несколько лет назад протоптали дорожку в Эссен на выставку «Техноклассика». Ну а я отправился в Париж на «Ретромобиль» – в конце концов, не только немецкие авто, столь почитаемые и в России, заслужили право на память и восхищение! В этом я не ошибся – история французской техники оказалась представлена широко и разносторонне: от марок, канувших в Лету и ставших еще более притягательными («Гочкисс», «Даррак», «Панар», «Тальбо») до процветающих поныне «Пежо», «Рено», «Ситроена». Последние не преминули напомнить о своем вкладе в массовую автомобилизацию: фирменный стенд «Рено» посвятили 60-летию модели «Рено-4», «Пежо» проследил более чем 70-летнюю историю 200-й серии, а центром экспозиции «Ситроена» был флагманский С6 образца 1931-го. Ну а «Мерседес-Бенц» (без него какое ретро!) на стенде придворного «Классик-центра» предстал родоначальником легкового дизеля: ему нынче 70. Парадную дату – 100-летие марки «Лянча» отметил клуб ее поклонников во Франции.
К счастью, для встречи с интересным автомобилем необязателен юбилейный повод: в мире немало машин, чье появление на публике само становится праздником. На этих фото – лишь считанные из них. Тут невольно задумаешься над значением слов «редкий автомобиль». Какой – «Бугатти»? Да вон их сколько вокруг. Другое дело – гоночные «Санбим» 1921 года или «Ванволл» конца 50-х. Ну, эти, допустим, англичане. А вот и местный раритет: открытый «Тальбо-Т26L» президента Франции Рене Коти, пылившийся в тамошнем ГОНе добрых полвека…
Разумеется, многие ретромобили представляют, помимо исторического, немалый коммерческий интерес – такие экземпляры показывают аукционные дома и продавцы антиквариата, кстати, не только технического. Впрочем, не стоит думать, будто олдтаймеры доступны лишь толстосумам. Если вы не зациклены на «Мерседесе-540К», то по объявлениям в местной прессе найдете интересную, порой даже редкую машину почтенного возраста всего за несколько тысяч евро. Как не вспомнить «добрым словом» земляков, которые за чистенькую, но вполне рядовую «Волгу» просят больше 20 тысяч (не хотят отдавать?!), а за ее американского современника – и все полсотни…
К выставке был приурочен аукцион известнейшего дома «Кристи». Диапазон его лотов изумил: от «зари автомобилизма» до… скромной, тронутой ржавчиной «Варшавы» 1958 года. Тогда на ней ездил Кароль Войтыла, будущий папа Иоанн Павел II. Как одет теперешний владелец «Варшавы», не столь важно – а вот пилоту спортивной машины 1920-х положены кожаный шлем, очки-«консервы», брюки-гольф и шнурованные сапоги. Эта амуниция, да еще сотни моделей одежды разных эпох и стилей продается здесь же, по соседству. Тут – прилавки с запчастями, там – стеллажи с книгами о машинах вашей мечты. Меня привлек ежегодник «Гид коллекционера автомобилей». Практические советы, адреса клубов, интернет-сайтов, страховых компаний, экспертов, реставраторов… И конечно, календарь событий в мире ретроавтомобилей – им несть числа. Я мимоходом заглянул лишь на одно – даже этих впечатлений хватит надолго.