Lexus-GS450h: наследие дедушки приуса
НА НОВОМ ВИТКЕ
Нажимаю кнопку, запускаю мотор. Вспыхнул электрохромной подсветкой приборный щиток, заработал кондиционер, но я не услышал ни стартера, ни звука двигателя. Вспоминаю «Приус» – после поворота ключа под капотом начинал урчать бензиновый агрегат. У нового GS компрессор кондиционера электрический (как и водяной насос), и пока в батареях достаточно энергии, ДВС не заработает. Правда, это в жаркую погоду, а зимой помощь бензинового мотора потребуется сразу после пуска, например, чтобы печка прогрела салон.
Бензиновый двигатель объемом 3,5 л в связке с электромотором делают гибридный 450-й самым сильным среди «лексусов-GS». Кстати, этот шестицилиндровый агрегат абсолютно новый и интересен хотя бы оригинальной системой питания D-4S. Топливо в каждый цилиндр впрыскивают две форсунки – одна в камеру сгорания, другая во впускной трубопровод. Например, на холостом ходу бензин подается только непосредственно в цилиндр под давлением до 130 бар. При холодном пуске работают обе форсунки – сначала топливо впрыскивается во впускной коллектор, а в конце такта сжатия еще одна порция поступает в камеру сгорания. На малых и средних нагрузках инжекторы срабатывают одновременно, когда поршень идет вниз. Для чего городили огород, нетрудно догадаться – конечно, ради экологии и экономии топлива.
Как и на «Приусе», силовые батареи гибридной установки расположены позади сидений, а значит, серьезно сокращают багажное отделение. Иного места, увы, не нашлось, зато удалось получить идеальную развесовку 50:50. В багажнике спрятан еще и дополнительный 12-вольтовый аккумулятор – именно его придется «прикуривать», если машина долго простоит без движения.
ВСПОМНИТЬ ВСЕ
Те самые, забытые ощущения – «Лексус» бесшумно выкатывается за ворота стоянки на одном электромоторе. Плавно начинаю разгоняться – где-то на 30 км/ч подключается бензиновый двигатель. Причем абсолютно незаметно для водителя и пассажиров: меняется только картинка на центральном дисплее.
Гибрид ускоряется – желтые стрелочки побежали от бензинового и электрического моторов к колесам. Торможу перед светофором – двигатель внутреннего сгорания глохнет, а электромотор преобразует механическую энергию от вращения колес в электрическую. Стрелочки становятся зелеными и направляются к батарее. «Приус» при этом забавно подвывал как троллейбус, у GS характерного звука в режиме рекуперации почти не слышно. Кстати, цепкие тормоза упрекнуть трудно, а вот информативность педали могла быть и получше. С непривычки поначалу энергично киваешь ветровому стеклу.
Выбрались на магистраль – педаль газа утоплена в пол, бензиновый двигатель на высоких оборотах заводит монотонную песню, и «Лексус» быстро набирает скорость. Плавно, абсолютно без рывков, будто автомобиль с вариатором. Только почему стрелка тахометра карабкается все дальше и дальше? А это и не тахометр вовсе, а ваттметр, измеряющий мощность электродвигателя. Скорость около сотни... Небольшой рывок, похожий на переключение в гидромеханической коробке, и стрелка ваттметра падает – сработал двухступенчатый редуктор, новый элемент в гибридной трансмиссии «Лексуса».
Готов поверить в цифры из пресс-материалов: скоростной интервал от 80 до 120 км/ч седан покрывает примерно за 5 с. Еще одно достоинство «Лексуса-GS450h» – примерная тишина в салоне на постоянной скорости. Слух улавливает только аэродинамические шумы и легкий гул покрышек.
Непосвященному незачем знать, что под ним гибрид! Иными словами, автомобиль с двумя моторами должен делать все, что умеют обычные машины… желательно лучше них. Видимо, поэтому на новом «Лексусе» появился ручной режим переключения передач. Селектор ничем не отличается от бензиновых версий GS, да и виртуальных ступеней столько же. Гонять передачи вручную, пытаясь выиграть хотя бы доли секунды при наборе скорости, бессмысленно – гибрид шибко умный. А вот подоткнуть пониженную перед поворотом иногда полезно. Удивительно, но и здесь никаких рывков – плавное замедление, хотя и не столь интенсивное, как хотелось бы.
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
«Лексусы-GS450h» уже поступили в продажу. За 78 500 долларов покупателю предложат интересный автомобиль с кучей разных опций. Большинство из них уже опробованы на бензиновых модификациях (ЗР, 2005, № 6) – парктроник с камерой заднего вида, полный набор подушек безопасности, включая защиту коленей, видео- и аудиосистема «Марк Левинсон» (Mark Levinson) с объемным звуком, кожаный салон, рулевое управление с изменяемым передаточным отношением…
Не знаю, насколько человека, потратившего на автомобиль столь солидную сумму, будет волновать расход топлива. Хотя «Lexus GS450h» силен в том числе экономичностью. Отмерив около 200 км по городским улочкам, пригородным шоссе и скоростным трассам, бортовой компьютер выдал расход около 11,5 л/100 км. Хороший показатель для машины такого класса и мощности, но далекий от полученных на беговых барабанах 8 л.
Производитель утверждает, что вся гибридная начинка проживет не меньше остальных узлов. На нее дают гарантию 5 лет и 100 тыс. км. Российские сервисмены готовы обслужить седан с двумя моторами – благо опыт общения с подобным чудо-автомобилем, вседорожником «Lexus RX400h», уже имеется. Так что современных моделей с гибридными трансмиссиями не стоит бояться, как первых машин, которые везли к нам из Японии и Европы. Да и по ценам гибриды уже сравнимы с бензиновыми версиями – этот дороже GS300 в похожей комплектации, зато дешевле GS430.
Эволюция гибридов идет семимильными шагами. Новый «Lexus GS450h» во многом похож на первый серийный гибрид, но при этом комфортнее, интереснее с точки зрения техники, экономичнее и почти безвреден для окружающей среды. В общем, дедушка может гордиться!
«ЛЕКСУС-GS450h» – ПРЕСТИЖ И КОМФОРТ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦА, НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ТЕХНАРЕЙ, ДОРОГОЙ ПОДАРОК ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
ГИБРИДЫ ИДУТ НАЗАД
«Lexus GS450h» – первый серийный автомобиль с гибридным приводом на заднюю ось. Общая компоновка агрегатов схожа с бензиновыми версиями, только вместо коробки передач – гибридная трансмиссия (Lexus Hybrid Drive), которая, кстати, всего на 10 мм длиннее обычной шестиступенчатой коробки. В ней находится планетарная передача, согласующая работу основных узлов гибридной силовой установки: электромотор связан с коронной шестерней, ДВС – с водилом сателлитов, а генератор – с солнечной. Кстати, последний не только подзаряжает аккумуляторы, но и служит стартером для бензинового двигателя. При этом колеса тоже связаны с коронной шестерней – таким образом, обороты электромотора пропорциональны скорости вращения колес. Крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания идет через сателлиты и их водило на коронную шестерню и далее на заднюю ось.
В гибридной трансмиссии появился новый элемент – двухступенчатый редуктор для оптимального использования крутящего момента в зависимости от скорости и режима движения.