Экономика. КИТАЙСКИЙ ДЕСАНТ

Экономика. КИТАЙСКИЙ ДЕСАНТ

За прошедшие полгода сразу несколько зарубежных компаний объявили о начале строительства заводов в нашей стране: растущий рынок плюс дешевая рабочая сила – можно развернуться.

Постановление правительства РФ № 166 предоставляет для этого неплохие условия, к тому же губернаторы наперебой предлагают местные льготы – только бы привлечь богатых инвесторов. Речь идет о немалых вложениях: «Форд» и «Рено» инвестировали уже в свои заводы свыше 200 млн. долл. каждый!

Вслед за европейцами в Россию двинулись и китайские производители. Но если «западники» долго думают, прежде чем решиться на серьезный проект, восточные соседи сразу бросаются в бой. В конце прошлого и в первой половине нынешнего года уже объявлено, что в РФ создается как минимум шесть сборочных предприятий! А это значит: и так невысокая цена на «китайцев» может опуститься еще ниже…

И СНОВА «АВТОТОР»

Самый крупный из проектов сейчас – безусловно тот, что реализуется на калининградском заводе компании «Автотор». Справедливости ради отметим: здесь благодаря льготам для особой экономической зоны любой проект превращается в «живые» автомобили куда быстрее, чем в другом регионе страны. На очереди «Чери».

– Китайский автопром сейчас наиболее перспективный из действующих бизнес-игроков, – считает генеральный директор «Автотор Груп» Валерий Горбунов. – О нем много слухов, часть из них вымысел, а часть – правда, но то, что он сделал огромный шаг вперед – отрицать невозможно. В Китае действуют сотни автомобильных заводов разной величины, разного качества, но среди них есть действительно современные, созданные в сотрудничестве с мировыми брендами. С этими игроками, которые через несколько лет станут еще сильнее и наверняка займут важное место на мировой арене, мы наладили сотрудничество. Результат – появление на «Автоторе» новых подразделений по производству легковых и коммерческих автомобилей, мототехники и электроники.

В сегменте легковых автомобилей партнерами калининградцев стала компания Chery Motors. В апреле-мае в режиме опытно-промышленного производства под руководством китайских инженеров была собрана первая партия из ста автомобилей «Амулет» и «Тигго». Параллельно шло обучение персонала. Начиная с июня ежемесячный план по сборке – 1700 машин двух моделей (к концу года появится и третья). У «Автотора» есть преимущественное право выбора новых моделей «Чери». Если решают, что какая-то перспективна на нашем рынке, могут браться за ее сборку. Если нет, китайцы вправе предлагать ее другим.

Еще более примечательно, что сейчас рассматривается возможность строительства в Калининградской области полноценного завода Chery Motors с долевым участием «Автотора»; суммарные инвестиции могут достигнуть 200 млн. долл. Не исключено, что контракт будет подписан уже летом этого года.

А весной на «Автоторе» была еще собрана пробная партия (380 штук) легких грузовиков «Юэдзин» (грузоподъемность – 1 и 2 т). Решение о дальнейшем развитии проекта примут по результатам ее продажи. Остается добавить, что недавно закончились переговоры с компанией Kinlon Motors – крупнейшим в Китае производителем мототехники, и в Калининград уже поступила первая партия агрегатов для опытно-промышленной сборки.

– Сейчас предстоит оценить перспективы нового для нас рынка китайских машин, – заключает В. Горбунов. – По нашим прогнозам, он очень далек от насыщения. В лидерах окажется тот, кто предложит не только конкурентоспособные модели по привлекательной цене, но еще и качественное послепродажное обслуживание. Созданием современной дилерско-сервисной сети мы сейчас и занимаемся.

Новосибирский концерн «ТрансСервис» договорился о сборке автомобилей Chery раньше, чем калининградцы, но пока что успехами похвастать не может. Причина в том, что подписание соглашения с Минпромэнерго по промсборке затянулось и завезенное в город оборудование для новосибирского завода хранится пока на таможенном складе. Чтобы не терять время, на главном сервисном центре компании уже несколько месяцев собирают две модели – «Амулет» и «Тигго»; к началу июня выпущено около 200 машин. Это, конечно, куда меньше, чем планировали, но при этом персонал под руководством китайских инженеров уже прошел полноценный курс обучения. За это время сумели получить и все сертификаты, а также внести в конструкцию автомобилей ряд улучшений. Директор завода Александр Бойко рассчитывает собрать как минимум 2–3 тысячи машин в этом году, если соглашение подпишут в ближайшие месяц-два.

ВЕЛИКАЯ СТЕНА – ОТ МОСКВЫ ДО ВОЛГИ

Объявила о планах строительства автомобильного завода в России и другая известная компания – Great Wall. Ее представители для этого знакомились с перспективными площадками от Москвы до Иркутска и в конце концов подписали соглашение с правительством Татарстана. Завод мощностью 45 тыс. машин в год построят в свободной экономической зоне «Елабуга»; инвестиции – более 100 млн. долл. Пока до открытия китайского завода еще далеко (запланировано на середину 2007 года), и «Великая стена» доверила сборку вседорожников моделей Hover и SUV G5 своему дистрибьютору – компании ИРИТО. Сборку начали, как сообщил руководитель отдела общественных связей Андрей Матвеев, в цехах электроизоляторного завода в подмосковной Гжели. Экономия на таможенных пошлинах (импортная на новый легковой автомобиль составляет 25%, а на машинокомплект – 15%) позволила ИРИТО уже снизить цену: с 1 апреля полноприводная модель SUV G5 стоит 17 950 долл. (вместо 22 990 долл.), полноприводный Hover – 22 450 долл. (вместо 26 950 долл.). До конца года рассчитывают собрать тысячу автомобилей, а в будущем – локализовать производство, увеличить объемы и основательнее снизить цену.

В заключение назовем еще два сборочных проекта. На автомобильном заводе компании «Дервейс» в Черкесске небольшими партиями собирают четыре модели китайских вседорожников: «Шаттл», «Аврора», «Ленд Краун» и «Саладин». Все это – клоны японских «джипов» «Ниссан» и «Тойота» 10–20-летней давности. Об объемах производства не сообщается. Ничего не известно и о судьбе проекта по сборке китайских пикапов на бийском автозаводе «Алтай» (бывший котельный). Здесь в прошлом году начали выпускать Tianye Admiral; точно о количестве собранных машин сведений нет. По некоторым данным, «Адмирал» в Бийске больше не выпускают, но планируют открыть этим летом сборочное производство вседорожника Landmark. До конца года вроде бы намечено собрать 1500 машин.

Таковы пока действующие проекты, о которых мы знаем. Все вместе, при благоприятном стечении обстоятельств, они уже в этом году дадут около 20 тыс. автомобилей! Известно еще, что крупнейший китайский автопроизводитель – FAW ищет площадку в России для организации производства 30–50 тысяч легковых автомобилей класса B.

…У китайских автомобилей в России есть и сторонники, и противники. Первые хвалят их за неплохое (по сравнению с российским) качество при низкой цене, наличие современных опций; вторые ругают за невысокое (по сравнению с настоящими иномарками) качество, несовременный дизайн и т.д. В любом случае еще не очень понятно, как поведут себя эти автомобили хотя бы через пару лет эксплуатации в наших условиях, да и сервисную сеть по всем правилам пока строят лишь две-три марки. Одно только ясно: китайские производители пришли на наш рынок.

Подпишитесь на «За рулем» в