Охота к перемене мест
То, что Земля круглая, слышали все. Кто то на уроках географии, сидя за партой, слушая монотонный рассказ учителя о морях и континентах и с тоской поглядывая через окно на улицу, где за оконным стеклом открывался целый мир- понятный и доступный, в отличии от непостижимых уму, размеров материков, глубин океанов, длинн экваторов и размеров пустынь,а кто то, прочитал в захватывающих приключенческих романах о первооткрывателях, практическим путём подтвердившими, что Земля круглая. Но видимо, что то произошло в последнее время, возможно информационный век и развитие техники всё таки наложили свой отпечаток не только на сознание людей, но и в какой то степени на форму Земли! Не спроста же появилось шуточное выражение,что - "Земля квадратная..., обязательно кого нибудь за углом да встретишь!" Люди в наше время, в силу ряда причин, оказываясь в самых различных уголках планеты и не зависимо от места, не редко встречают соплеменников- земляков, и даже старых друзей, ничуть этому не удивляясь. В любом случае, даже если Земля и не стала квадратнее со времён Колумба, отдалённые уголки нашей планеты бесспорно стали ближе! Однако с уверенностью заявлять, что время первооткрывателей прошло и что не осталось на Земле больше ничего неизведанного, я бы не стал!
Что в наши дни ищут смельчаки, отправляющиеся в плавание на небольших яхтах через океаны? Проверяют на месте ли противоположный берег? Что движет людьми пытающимися въехать на Эльбрус используя мотоцикл? Не доверяют цифрам в учебниках? Все знают, что там где очень высоко, сверху снег со льдом и мало кислорода! Что заставляет людей измерять протяжённость пустынь при помощи одометров своих автомобилей, наматывая тысячи километров пыльных расстояний на их колёса? Что думает человек в минуты затишья, покачиваясь в каютке своей яхты? Или попивая горячий чаёк, в палатке, где- нибудь на высоте тысячь пять и слушая как ветер треплет её полог? Какие мысли у него, греющегося на остывающем в прохладе ночной пустыни, капоте своего джипа и жующего бесконечно вкусный бутерброд с похрустывающим на зубах песком?- Он┘ находит┘ себя. В любом путешествии именно эти моменты и являются особо ценными, видимо именно это время и есть- время открытий, поскольку для любого, самое неизученное место- это он сам! Время проанализировать прошедший день, все свои переживания и мысли, осмыслить преодолённые расстояния, сделать себе оценку. Что я представляю, в этом мире? Каждый движется к какому то одному, наиважнейшему для себя, открытию в жизни! Как, возможно, и все первооткрыватели прошлого.
Сегодня существует множество способов удовлетворить свои первооткрывательские амбиции. Начиная с путешествий автостопом и заканчивая облётом вокруг земного шарика на самолёте. Выбор подходящего способа зависит от предрасположенности путешественника к тому или иному способу передвижения, количества свободного времени и размера его кошелька. Я не задавался целью описывать все варианты и способы подробно, хочу описать работу одной из многочисленных фирм работающих на удовлетворение запросов автомобилистов. Подробно познакомиться с работой этой «кухни» мне позволило то, что я сам с недавнего времени работаю в коллективе строящем экспедиционные автомобили по индивидуальным заказам. Название этой немецкой фирмы PROCAB C.O. Jung, находится это в городе Леверкузен, федеральная земля Норд-Рейн Вестфалия. Основатель, главный конструктор и менеджер Кристиан Юнг (он же и один из рабочих, как впрочем и его супруга- Хайке Ван де Зандт), выполняющая функции главного бухгалтера, зав.хоза и помошника главного конструктора. Немного комично звучит приставка «главный», но это наиболее точно отражает действительность, поскольку коллектив состоит ещё из шести человек каждый из которых главный в той сфере деятельности которая является для него профилирующей, каждый обладает умениями делающими его в чём то особенным, несмотря на это каждый в коллективе взаимозаменяем. Универсальность работника, так же оговаривается в договоре, при приёме на работу. Но что поразило меня более всего, так это процесс появления cамой концепции автомобиля, где главным генератором идей, а не редко и участником постройки своего автомобиля, является заказчик. Это сильно выделяет эту фирму из ряда конкурентов. Мне довелось наблюдать один интересный случай, когда на пороге фирмы появился человек, ничем не выделяющийся среди всех остальных людей (в Германии как то не очень приветствуется выделяться). Он развернул перед Кристианом Юнгом детский рисунок, где цветными карандашами вперемешку с фломастерами был нарисован автомобиль с жилым прицепом. В чертах автомобиля угадывался армейский грузовичок Unimog, которыми снабжается немецкая армия. Почувствовалось сразу, что рисунок появился не спонтанно, а выношен и продуман ребёнком вместе с отцом. Ребёнок мечтает раздвинуть границы своего представления об окружающем мире, увидеть дальние страны и разные континенты, кроме того увидеть дороги ведущие к ним, прочувствовать их, а не телепортироваться туда самолётом. Отец принял очень серьёзно детские мечты и задался целью их реализовать, тем более, что они совпали с его собственными! В довольно продолжительных беседах, за чашечкой ароматного кофе, на протяжении нескольких дней, будущий заказчик рассказывал Кристиану Юнгу о себе, своём ребёнке, увлечениях и желаниях. Шеф фирмы с первых минут знакомства производит впечатление, человека открытого и внимательного. Искренний интерес к пришедшему человеку располагает к продолжительной беседе, в дальнейшем это помогает создать неповторимую машину, которая очень точно соответствует типу, темпераменту и запросам заказчика. Кристиан Юнг, сам человек увлечённый путешествиями, не однократно пересекал пустыни Африки на мотоцикле, позже на автомобиле Тунис и Египет, поэтому его рекомендации, при выборе шасси будущего автомобиля, основных узлов и оборудования, заслуживают уважения. Так рождается проект автомобиля, в котором уже учтён опыт полученный Юнгом лично. Начиналась история фирмы по сценарию знакомому многим. Вместе со своим лучшим другом и единомышленником- супругой Хайке, они приобрели пару списанных грузовиков Unimog и смастерили в своём гараже один, приспособив его для путешествий на большие расстояния и не обязательно по асфальту. Концепция получилась настолько удачной, что послужила образцом для создания ещё нескольких машин, после этого было принято решение открыть собственную фирму, которая существует уже 19 лет. За это время построено порядка сорока с небольшим, различных автомобилей, базами для которых служили шасси в основном военных или применяемых в дорожном строительстве машин. Самые лёгкие из них, э
то внедорожники: Mersedes G 290 GD, у которого удлиннялась база. Mersedes G 500, на базе которого Юнг построил последний автомобиль «Компакт», для себя. Кстати он очень горд тем обстоятельством, что именно «Mersedes» серии G- в простонародье «гелендваген», достаточно популярен в Москве и России. Так же к лёгким образцам можно отнести специально подготовленные автомобили Toyota Land Сruiser, но в ней обьём переделок был не настолько существенным, что бы машине можно было бы дать собственное имя. Все построенные автомобили имеют одно, но достаточно серьёзное отличие от обычных дач на колёсах - они едут из точки А в точку Б, по кратчайшему пути, отсутствие дорожного полотна, часто расположенных заправочных станций и запасов пресной воды, не является серьёзным препятствием. Кроме этого, вопросу распределения масс (развесовке), при проектировании, и надёжности уделяется особое внимание. Экстремальный автомобиль, для удовлетворения экстремальных амбиций!
К стандартным переделкам можно отнести, как правило, удлиннение рамы, усиление элементов подвески и кузова, установка колёс серьёзного диаметра и со злым рисунком протектора. Оборудование автомобиля дополнительными топливными баками увеличенного объёма (до 350 литров), баками для пресной воды, общим объёмом до 500 литров (в среднем), используемой для питья, душевых кабин и кухни (разумеется с посудомоечной и нередко стиральными машинками), выпускаемыми специально для таких автомобилей. Так же к стандартной комплектации относятся холодильные камеры, дополнительно устанавливаемые системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Для энергообеспечения увеличенного количества электропотребителей, устанавливаются дополнительные, компактные и очень энергоёмкие аккумуляторные батареи - стартерные по 800 Ач и блок аккумуляторов для бытовых нужд по 100 Ач каждая, не требующие никакого обслуживания. Панели солнечных солнечных батарей (обычно производства BP по 18 вольт и мощностью до 85 ватт), их количество зачастую определяется площадью крыши. На автомобили покрупнее, до 7,5 тонн, не редко устанавливается, бензогенератор на 220 вольт. Такие фенечки как лебёдка и дюралевые пластины для проезда зыбких мест, в обязательном наличии. В результате получается эдакий солидный, заставляющий себя уважать, кусок цивилизации.
Как выглядит сам процесс постройки? После того как оговорены все технические детали будущей машины, все пожелания и проведена калькуляция работы, всё это закрепляется письменным контрактом. Затем Кристиан Юнг усаживается за компьютер и прорабатывает всё используя специальные программы. Появляется некоторое количество чертежей на бумаге, которые необходимы непосредственно на рабочем месте в мастерской и при прохождении техосмотра. Основное количество технической документации хранится в компьютере, и по мере необходимости распечатывается. В первую очередь проводятся работы по металлу- шасси выбранного автомобиля приводят в соответствие суровым требованиям, предъявляемым тем местом на планете, которое эта машина будет покорять. Тут система уже отработана. Накладываются усиливающие пластины на места крепления амортизаторов, рычаги подвески и кабины. Изменяется колёсная база- если автомобиль не большой, скажем вышеупомянутый «гелендваген, то рама удлинняется, и весовая категория авто реализуется до максимума, до предельных, оговорённых вашими водительскими правами 3,5 тонн. Если ваши водительские права позволяют управлять машиной общим весом до 7,5 тонн, то возможно выбранный вами Unimog или MAN, относящийся к классу большегрузных автомобилей, укоротят и вкупе с некоторыми другими «обрезаниями», приведут в положенные 7,5 тонн. И помимо решения задачи снижения веса, так отчасти решается и вопрос проходимости. Весь вопрос вот ведь в чём: в Германии до недавнего времени было разрешено водителю имеющему права категории В управлять транспортным средством или составом транспортных средств, общим весом до 7,5 тонн. Но введенные в последнее время общеевропейские требования снизили этот вес до 3,5 тонн. Тотальной, всеобщей замены старых прав на новые никто не потребовал, и многие водители со старыми правами используют эту возможность. Замена старых прав на новые происходит естественным путём, без хаоса и стрессов. Молодые водители присматривают для себя автомобили полегче или обучаются на категорию С1, водителям со стажем, разрешено соответственно кататься на том на чём они привыкли. Всё просто и безболезненно. Большая часть машин на фирме, строится именно под права старого образца. Это можно объяснить и с финансовой стороны. Средняя стоимость автомобиля, в зависимости от комплектации и оборудования, колеблется в пределах от 100 000 до 250 000 евро. Позволить это себе может не каждый. Лишь тот кто имеет хорошо оплачиваемую работу или путём откладывания денег большую часть жизни, на реализацию своей мечты, с выходом на пенсию. Как правило это люди в возрасте за 45, трепетно хранящие свои старые права- бумажную «портянку» с металлическим колечком- люверсом в углу фотографии.
После доводок шасси, приступают к работе над кабиной, так называют жилой блок который впоследствии устанавливается на это шасси, что особенно потешно, собственно кабина водителя называется здесь на полном серьёзе «Фарерхаус», что можно перевести как дом водителя. Материал этого жилого блока состоит из слоя композитного материала на основе стекловолокна и полиэфирной смолы, 2мм толщиной изнутри и 3мм снаружи, между ними пенопласт (пенополиуретан) толщиной 50мм. Этот сэндвич кроме отличных теплоизоляционных свойств обладает ещё потрясной прочностью на излом. Я видел фотоснимок, где в пустыне «Мерседес-гелендваген» Юнга, въезжая на одну из крутых дюн, опрокинулся через крышу и его волоком при помощи более крупного МАНа, втаскивают наверх. Жилой отсек не пострадал вообще, и с лёгкостью выдержал вес трёх тонного автомобиля. Большинство фирм выпускающих подобные машины, используют эти сэндвичпанели. Фирма ПРОКАБ заказывает эти панели в Голландии, их производством занимается фирма ПЕКОКАР. Частенько имея полностью расчитанные чертежи, заказываются панели уже нужного размера и со встроенными рамами для дверей, окон и люков. Это сильно облегчает работу нам, простым работягам, кроме того, позволяет сохранить изначально высокое качество и цельность сэндвича. Окна со стеклопакетами (не только из оргстекла), оборудованные противомоскитными сетками и роладами, а так же остальной нужной мелочёвкой, как то рукоятки дверей, шарниры и многое другое, производят другие фирмы. Это придаёт большинству автомобилей конкурирующих между собой фирм, однояйцево-близнецовую похожесть. Но это только внешне. Жить и здравствовать всему спектру этих фирм и фирмочек позволяет народная любовь к полноценно проведённому отпуску. Работают немцы, да я думаю, что и все европейцы, с воловьим терпением и 100 процентной отдачей. Здесь, за перекуры, денег не платят. Но и отдохнуть любят так, чтобы потом не было до боли обидно за бесцельно потраченное время. Так вот, касательно внешней похожести, выработана некая общая концепция работы с сэндвичпанелями и всей остальной фурнитурой. Так, что бы выглядело не хуже, чем у других. В виду того, что покупатели имеют разный уровень дохода и кто то может позволить купить себе дорогой авто, скажем в Bischoff und Scheck, которые занимаются производством, кроме всего прочего, трейлеров для перевозки гоночных автомобилей и команд, или скажем в фирме UNIKAT, размер и оборудование которой, позволяет вести параллельно до шести различных проектов. Их цены выше остальных в разы. Уровень и качество бесспорно тоже. Пожертвовать правда придётся тем, что право окончательного слова, в конструкции вашего авто, останется за производителем- эти машины должны нравиться беспрекословно! А кто то обращается в фирмы поменьше, типа нашей PROCAB, BOCKLET или ACTION MOBIL из Австрии, придётся пожертвовать где то более продолжительными сроками изготовления (это происходит иногда в связи с несвоевременной доставкой деталей из зарубежья), а где то использованием менее дорогих материалов. Уровень качества от этого безусловно немного теряется, но не ниже общепринятого уровня, кроме того в фирмах существует система всевозможных, приятно заманчивых, сервисных и гарантийных предложений. Или, как я выше говорил, в PROCABе, сам заказчик может принимать активное участие в постройке своей машины. Когда к завершению работ, завязываются тёплые, дружесские отношения с работниками фирмы, вопрос доверия к проделанной работе отпадает сам по себе. Правда в дальнейшем вариант, как у нас в России частенько бывало, когда используя приятельские отношения, заказчик злоупотребляет услугами «на халяву», здесь отпадает. Всё как то само собой разумеется - дружба дружбой, а работа есть работа. Правда и здесь бывают сюрпризы. Работая над одним из последних автомобилей на базе «Мерседес-Спринтер», заказчиком было поставлено условие: безусловное качество всего! Шеф попросил всех выложиться на все сто. Заказчику было разрешено наблюдать за ходом работы. Сам он активно участвовать в работе не изъявил желания. Приходя периодически к нам, как на работу, дедушка спортивного телосложения, время от времени фотографировал свой автомобиль. Мы, случайно попадая в кадр, тянули улыбку, что бы было видно: мы безумно рады чувствовать его взгляд у себя на затылке! При этом он периодически вносил новые пожелания для изменения в конструкции, что досадно затягивало работу по срокам. Когда наступило время оплатить проделанную работу по счёту, вместо дедушки пришёл его адвокат с увесистой пачкой снимков и не менее увесистой пачкой рекламаций. Все незначительные недоработки и отступление от требуемых им норм качества, а так же просроченное окончание проекта он предъявил как аргумент, чтобы не оплачивать работу, ну, или оплатить не полностью. Он очень здорово использовал то, что все вносимые им изменения, само собой влекли отступление от первоначальных расчётов и сроков, которые не были заново внесены в договор письменно, лишь устно. Он, оставив нашу компанию без прибыли, сказал, что то вроде: «Ничего личного, ребята, вы тут ни при чём, я видел как вы старались, но рынок есть рынок!». Поэтому видимо, немцы сами, называют Германию страной бумаг. Личная подпись сродни клятве на крови. К сожалению, такое иногда имеет место быть. Чаще, конечно, клиент остаётся доволен, многие из них путешествуя по разным континентам и посещая интересные места, просто заваливают нас интереснейшими снимками. Австралия, Африка, Америка, различные уголки Европы и многие другие точки планеты предстают перед нами глазами наших клиентов.
Ещё один интересный момент в работе над проектом, который выделяет фирму PROCAB из ряда конкурентов, это учёт специфических пожеланий заказчиков. К примеру, человек говорит, что будет путешествовать с женой, двумя большими собаками и любимой кошкой. Поэтому жене требуется кухонная плита, которая будет снаружи автомобиля (что бы не было жарко в салоне во время приготовления пищи на стоянке), собакам места в салоне, где они в сложенном состоянии будут занимать минимум пространства и обеспечивать эффективную защиту, от собачьих посягательств на хозяйское, спальное место, а также специальное устройство для удобства посещения кошкой её туалета при движении автомобиля, без риска быть прихлопнутой дверью где-нибудь на повороте. Учёт таких мелочей, не сильно обременителен для фирмы, но показывает понимание проблем клиента. И мы с удовольствием находим оригинальные решения поставленных задач. Прошедшая во второй половине июня выставка Abenteuer Allrad Messe в городке Бад-Киссинген в Баварии, показала безусловный интерес к тем машинам которые мы выпускаем. Особенный интерес вызвал автомобиль построенный на шасси SCAM итальянского производства. Снаряжённая масса автомобиля лежит в пределах 5,5 тонн. Шасси выпускается на заводе «ДУКАТО» но с двигателем от ИВЕКО, для нужд итальянской армии. Обьём кабины водителя используется как часть жилой части кабины- передние кресла способны разворачиваться на 180 градусов при стоянках. Позади автомобиля изготовлен специальный подъёмник на параллельных рычагах, для подъёма и транспортировки мотоцикла весом до 300 кг. Подъёмник приводится в действие лебёдкой, которая может использоваться и для других нужд. Конструкция этого подъёмника вызвала повышенный интерес и у людей на инвалидных колясках. Их присутствие на выставке и искренний интерес к новинкам, демонстрировал то, что они не собираются списывать себя из славных рядов путешественников. Напротив, в их глазах поблёскивал азарт, воля и решительность. Можно только снять шляпу!
Прогуливаясь среди экспонатов других фирм, я случайно наткнулся на российские ГАЗели. Радостно ускоряю шаг, в надежде поболтать с земляками. Но оказалось, что экспонаты представляют ребята из Чехословакии. Они, приобретая у ГАЗа шасси, устанавливают на них польские двигатели, корейские коробки передач и продают на европейском рынке. Мне трудно понять, почему возникает необходимость замены оригинальных агрегатов на иные? Если машина, скажем, выпущена подготовленной для жёсткого офф-роуда самим заводом, видимо в неё заложен необходимый запас прочности?! Или это страх дилеров растерять клиентов из за малого количества специализированных автотехцентров ГАЗа на территории Евросоюза? Приглашаю посмотреть Российские «Газели» и Кристиана Юнга. Он осматривал машины долго и придирчиво, время от времени задавая вопросы представителям компании. Руками ощупал все узлы и агрегаты снизу автомобиля, двигатель, посидел на месте водителя. После вежливо попращался с чехами и мы пошли в сторону наших машин. Я, распираемый любопытством по поводу его мнения, через десяток шагов, задаю вопрос: «Как вам машины?». «Раздаточные коробки смотрятся хлипковато, карданные валы выглядят недостаточно внушительно, рама кажется откровенно слабой. Хотя кабина водителя выглядит современно, сидеть очень удобно, просторная, и все приборы очень хорошо просматриваются. Дизель разгоняет автомобиль до 100 км в час - этого в принципе достаточно для вездехода. Кроме того немаловажный плюс - невысокая цена». Продемонстрированные нам образцы стоили от 12 000 до 20 000 евро, в то время как используемое нами шасси, немногим более тяжёлого шасси SCAM, стоит 120 000 евро (в стандартной комплектации). Прошу Юнга подвести резюме «Газелям». «Цена делает её неплохой альтернативой для тех кто хочет автомобиль подешевле. Мы делаем свою работу не теряя в прибыли, а заказчик экономит на шасси неплохие деньги!» И на ходу пролистывая прайслисты чехов, спрашивает: «А ты мог бы, при необходимости, напрямую выйти на автозавод ГАЗ и узнать их условия?» В моих ушах это прозвучало как слово «зачтено» по отношению к Газелям!
Позже роясь в интернете узнаю о выпуске нового КамАЗа, более легкого брата победителя Дакара. Немцы впадают в состояние лёгкой прострации от одного слова- КаМАЗ! Надо будет провести первоначальную разведку данных по этой машине, прикинуть, применима ли она как шасси, для строительства наших машин, после всё обобщить, перевести на немецкий и подкинуть шефу в качестве пищи для размышлений. Россия большая и колесить, как мне думается, по её необъятным просторам надёжнее на родных автомобилях неприхотливых к особенностям национального ремонта и топлива. Много мест на планете изъезжено, но по прежнему, для многих автопутешественников, Россия предстаёт наиболее загадочным, не изученным, пока ещё опасным местом на Земле, и поэтому втройне интересным и манящим!