Если бы стратегом «Лады» был я…
– Сильная работа рождает сильных людей! – отвечал самый первый директор (впоследствии – министр) Виктор Николаевич Поляков.
– Этот автопром еще всех нас переживет! – с горьким оптимизмом заканчивал последнее интервью «ЗР» Владимир Васильевич Каданников.
Не сомневаюсь, что под словом «автопром» он имел в виду родную «Ладу». Кто же будет желать зла марке, на которой держится благополучие российского бюджета и сотен тысяч наших сограждан. А когда начинаешь мысленно представлять себе эту ответственность, то директором быть не хочется. А вот порассуждать от его лица – интересно.
Знаю, что хорошей традицией на АвтоВАЗе всегда был первый объединяющий тост: «За трубу!» Смысл – чисто заводской: дымит труба, значит, работаем! Я бы тост оставил, а вот насчет дыма из трубы серьезно задумался. Тем более, что в прошлом году он и так уменьшился наполовину. И чтобы удержаться на рынке, «Ладе» сегодня нужна быстрая и глубокая модернизация, какую получили, например, чешская «Шкода», румынская «Дачия», индийская «Тата»...
С руководителями всех этих обновленных компаний я беседовал не раз. К примеру, главой концерна «Тата» недавно был назначен Карл-Петер Форстер, бывший руководитель «Опеля» и европейского отделения «GM». Скажу сразу: на фоне такого опытного и энергичного управленца, я бы сразу снял свою кандидатуру. Но, как всегда, упустили, ушел в команду конкурентов. А скорее всего – и не хотели…
Нашим играть в этом году будет ну очень тяжело. Главная проблема – нет стратегии нападения, то есть создания конкурентного автомобиля для внутреннего и внешних рынков. А точнее, нет денег – нет стратегии. А еще точнее, как мне кажется, нет и воли, какая была у первого государственного директора Виктора Николаевича Полякова!
Мировой лидер – немецкий автопром – в кризисном 2009 году не только ни снизил инвестиции в исследования и разработки, а напротив, увеличил их на 44% – до 20,9 млрд. евро. Более половины этой суммы предназначено для развития экологических технологий: именно в них немцы почуяли потенциал будущего! В целом же они четко настроены на интенсивную совместную работу науки и производства. И, между прочим, уверены в том, что в Европе займут свою нишу по части «электрических» технологий. В пику японцам.
Впрочем, эти надежды мне кажутся запоздалыми – лет, эдак, на пять. Литий-ионные технологии с азиатским отливом смотрятся убедительнее, поскольку европейцы явно засиделись на старте. В разговорах про экологию они, в итоге, так и не решились сделать это направление ключевым! А с учетом огромных экологических проблем и столь же гигантских сумм, которые тот же Китай вкладывает сегодня в электромобилизацию, делать ставку на европейцев хочется далеко не всем...
Конечно, все набирают воздуха для нового спурта. Идей, как заставить электричество лихо брать разгон или, напротив, экономить энергию, сегодня предостаточно. Правда, до сих пор глобального прорыва здесь нет: электромобили по-прежнему больше напоминают аттракционы, нежели повседневный транспорт для солидных пробегов. Что до водорода, то ему пока что не хватает развитой инфраструктуры, чтобы считать себя полноправным преемником бензинов и дизтоплива. Однако же цель определена – и это главное.
Сегодня же очевидно другое: ДВС еще долго будет первым парнем и в городе и деревне. А если так, то из него и дальше будут выжимать все соки, сражаясь за новые проценты в экологии, экономичности, мощности, динамике и т.п. Эксперты намекают на то, что процентов, эдак, 20-30% очень даже реальны… Не знаю – но хочется быть оптимистом.
А возвращаясь к моему желанию побыть стратегом я, насмотревшись в Женеве на передовую автомобильную технику, обернутую в современный интернациональный дизайн, обязательно записался бы на прием к… премьер-министру! На этой неделе (!), когда обещают рассмотрение в Правительстве новой стратегии развития остатков АвтоВАЗа.
Я бы предложил окончательно подарить «Ладу» альянсу «Рено-Ниссан»! Ей-богу, была бы неплохая связка Европы и Азии…
И несколько миллиардов евро, помноженных на рубли налогоплательщиков, не надо было бы тратить впустую.