Статистика: Крушение мифа

За последние лет пять мы привыкли к победным реляциям о невиданном росте автомобильного рынка в России. Еще бы: в 2008 году мы чуть не стали по этому показателю первыми в Европе! Тем тяжелее и обиднее был провал рынка в 2009 году. Грустные итоги изучал Игорь Моржаретто.

И В БРИКе – БРЯК

Итак, рынок России, который на протяжении 2008 года претендовал на лидерство в Европе (и по итогам некоторых месяцев даже обходил немецкий!), в минувшем году откатился на пятое место. В 2009-м в РФ было продано 1 млн. 466 тыс. новых легковых и коммерческих автомобилей – на 49% меньше, чем за год до того. Понятное дело – кризис… Но это не внутреннее российское явление. Экономический кризис, он мировой! Так вот, наш рынок рухнул, словно карточный домик, тогда как рынки ведущих европейских стран, а также государств со сходным состоянием экономики (их обычно объединяют в одну группу, получившую название БРИК: Бразилия, Россия, Индия, Китай) в течение прошлого года росли!

Почему же от кризиса кто-то выиграл, а мы оказались в глубокой яме? Экономисты объясняют это так. В условиях экономического спада правительства стран Европы, США, Канады, Китая и пр. сразу предприняли адекватные меры для поддержания своих рынков, и эти меры довольно быстро дали эффект (об иностранном опыте – в следующем номере ЗР). Российские власти пошли иным путем: решили переориентировать слабеющий спрос с зарубежных брендов на продукцию российского автопрома – и резко подняли таможенные пошлины на новые и подержанные иномарки. Не помогло!

Тогда огромные силы и средства бросили на поддержку... нет, не спроса, а опять же терпящего бедствие автопрома. Из всех опробованных в других странах мер поддержки рынка выбрали только одну – льготное кредитование покупки. Почти полгода понадобилось, чтобы запустить систему, но в полную меру она так и не заработала: удалось продать лишь 70 тыс. машин (планировалось – 150 тыс.). Еще год (!) потребовался, чтобы принять на вооружение другую схему – начисление премии владельцу старого автомобиля за его утилизацию, которая зачитывается при покупке новой машины. Благодаря такой схеме рынки Европы закончили 2009 год даже с прибылью, а у нас она заработает в лучшем случае только в апреле. И то пока в качестве эксперимента, который продлится до ноября 2010 года.

По прогнозам, в этом году на российском рынке будет продано не так много – 1,5–1,6 млн. легковых и коммерческих автомобилей. Небольшой рост возможен лишь во втором полугодии.

Словом, Россия продемонстрировала самую неэффективную в мире программу стимулирования авторынка. Потратили больше 50 млрд. рублей – в основном на поддержку главного национального автопроизводителя (денег хватило погасить первоочередные долги) и обновление автопарка для госчиновников. И примерно столько же денег пустило на поддержку своего рынка правительство Китая. В результате он… вырос на 46% и стал крупнейшим в мире!

ПРОДАЖИ ПАДАЛИ И ПАДАЛИ

В 2009 году на нашем рынке было реализовано около 1 млн. 466 тыс. новых машин. Успехи конкретных компаний отражены в таблице. Больше всего автомобилей, как и всегда, продал АВТОВАЗ, на втором месте «Шевроле», третью ступеньку занял «Форд». Правда, у него в общее число незаметно вошли и коммерческие автомобили. Такую же легкую «корректировку» допустили в этом сезоне и другие компании – ГАЗ, «Хёндай», «Рено», «Тойота» и др. Зато окончательные данные кажутся чуть более привлекательными. Что же, приходится принять отсутствие цифр отдельно по легковым и по коммерческим машинам как факт, простить им эту вольность и списать на кризис…

Положительную динамику продаж в 2009 году показали всего три бренда: «Ситроен» (+1%), «Джили» (+103%) и «Исудзу» (+126%). Во всех случаях это объясняется сравнительно низкой «отправной точкой» в 2008 году. Неплохо продавались автомобили «Кадиллак» (падение – всего 4%). Правда, это результат массированных скидок. Зато удалось как минимум сохранить на будущее покупателей – приверженцев марки!

Не так плохо, как другие, продавались автомобили премиум-марок, в частности БМВ (–11%) и «Ауди» (–12%). Они тоже, видимо, широко использовали систему скидок и спецпредложений. А вот «Мерседес» включился в ценовую войну позже и потерял больше (–28%).

Из массовых брендов лучше других чувствует себя корейский КИА (–20% по итогам года). При этом в декабре марка показала отличный рост продаж (+81%; неужели к Новому году теперь принято дарить «Рио»?) и в результате заняла шестое место в рейтинге лидеров. Очень неплохо выглядит «Фольксваген» (–22%), а также другие «европейцы»: «Рено», «Шкода», «Пежо», ФИАТ. А вот практически все «японцы» провалились (они подорожали больше прочих, в частности, изза высокого курса иены); меньше всего пострадала марка «Сузуки» (–34%). Но «чемпионами» по падению продаж, и раньше невеликих, стали американский «Крайслер» (–76%) и его дочерние бренды: «Додж» (–90%) и «Джип» (–86%). У них были проблемы посерьезнее, чем борьба за наш рынок.

Самой продаваемой в России моделью в 2009 году стала «Лада-Приора». За ней идет «Самара», которая резко обогнала «классику». Замыкает автовазовскую четверку «Калина», однако ей на пятки наступает «Рено-Логан». В последние месяцы года французский бюджетный автомобиль обгонял по продажам и «калины», и машины «классического» семейства. Из всего списка бестселлеров за прошлый год увеличить объем продаж сумели лишь «Лада 4×4» (+10%) и «КИА-Спортидж» (+106%). Обновленный корейский кроссовер в декабре вообще показал взрывной рост: 363%!

«Антилидерами» стали автомобили ВАЗ-2105 и -2107 (–60%), «Мазда-3» (–67%), «Тойота-Королла» (–75%) и «Мицубиси-Лансер» (–76%). С «классикой» ситуация понятна: модель устарела еще 20 лет назад. Причина провала японских моделей, ясное дело, в другом. Осенью 2008 года в России девальвировали рубль, а в Японии, наоборот, курс иены вырос. В итоге цена на эти автомобили в России в начале 2009 года подскочила сразу на 20–25%. Новая «Мазда»-«трешка» вдруг стала дороже, чем БМВ 3-й серии в хорошей комплектации! И спрос тут же упал.

НОВЫЙ, СТРАШНЫЙ ГОД...

Увы, никто из экспертов и маркетологов не может сейчас уверенно прогнозировать, как поведет себя российский автомобильный рынок в 2010 году. Кажется, он упорно не желает подчиняться никаким законам и опровергает все расчеты. Ведь в конце 2008-го эксперты АЕБ выдали вполне благоприятный прогноз на 2009 год: 2,4 млн. новых автомобилей. В феврале «план» скорректировали до 1,9 млн., но реальность оказалась куда мрачнее… Оттого и опасаются сейчас называть конкретные цифры – вдруг этот непредсказуемый рынок рухнет еще больше? Или, наоборот, начнет расти?

Большинство аналитиков склоняется к мысли, что рынок будет пребывать в нынешнем, то есть полумертвом, состоянии, а рост если и возможен, то лишь во второй половине года и разве что на 10–15%. То есть в лучшем случае в РФ будет продано 1,5–1,6 млн. легковых и коммерческих автомобилей. И то лишь при условии, что заработает система утилизации автохлама, что банки расширят программы кредитования, что мировые цены на нефть не упадут и т. д. Однако при любом раскладе понятно: нас ждет еще один нелегкий год. По всем прогнозам, реальный подъем рынка наметится лишь к началу 2011 года, а чтобы выйти на прежний, докризисный уровень, потребуется по меньшей мере лет пять. Так что придется пока автопроизводителям и дилерам потуже затянуть пояса…

Подпишитесь на «За рулем» в