Богатая бедность

БОГАТАЯ БЕДНОСТЬ

Праздничная атмосфера на трассах, рабочая обстановка в мотор-хоумах команд – не скажешь, что российские кольцевые гонки в кризисе.

ПОВОД ДЛЯ СКАНДАЛА

Разногласия между учредителями серий, координаторами классов и Российской автомобильной федерацией привели к серьезному конфликту. Те, кто вложил силы и средства в развитие формулы-1600 и формулы-«Русь», не нашли общего языка с чиновниками. В итоге «Российская Суперсерия» оказалась в подвешенном состоянии. До сих пор неизвестно, какие звания и регалии разыграют пилоты в ее трех зачетных группах. Еще в более странном положении полноценный автодром «Москва», возводимый на арендованном плацдарме в Мячково. Асфальт уложен и готов к заездам, но вокруг новой трассы и разгорелся сыр-бор – видимо, появилось, что делить.

Вложивший в трассу средства Шота Абхазава (глава команды «Арт-Лайн Инжиниринг», конструкторского бюро и фирмы, производящей гоночные автомобили) полагал, что сможет беспрепятственно проводить на ней гонки формулы-1600 в ранге чемпионата России. Чиновники этот статус присваивать не спешат, выдвигают всяческие условия (справедливые или нет – судить не беремся), неприемлемые для владельцев трассы. И хотя состав комитета кольцевых гонок РАФ под давлением недовольных шефов команд полностью изменился, договоренности не достигли даже к началу лета.

Если конфликт в скором времени не разрешится, пострадают еще и благополучные RTCC и НГСА – в их календарях автодром «Москва» назван шесть раз. А заменить подмосковные гонки другими проблематично: в июле «Невское кольцо» начнут стирать с лица земли в ходе капитальной реконструкции стадиона им. Кирова.

У НАС ВСЕ КРАСИВО!

На уик-энд «Кубка Победы» все дрязги и скандалы забыли ради общего дела. Большая аудитория – зрители и телезрители, присутствуют отцы города, СМИ, спонсоры и так далее – не до разборок. Команды и спортсмены постарались и, презрев явную небезопасность временной трассы на Воробьевых, вступили в азартную борьбу, разбив много дорогих машин. Чудеса? Но внимательный глаз не мог не заметить, что красочной картинкой прикрыты неприглядные «дыры».

Об этом мы не раз писали – обычные городские улицы близ МГУ не приспособлены принимать гонки. Недаром инициаторы этапа немецкой серии DТМ в Москве год назад, ознакомившись с «трассой», вежливо, но категорично отказались организовать здесь даже шоу-гонку, не говоря уже об официальной. Бетонные блоки и шеренги деревьев вдоль всей дистанции. Временные трибуны вмещают от силы тысячу зрителей, а «стоячих мест» практически нет – почти везде находиться опасно. Самые удобные площадки волей-неволей отданы VIP. Для кого, спрашивается, гонка?

К естественным сложностям, как водится у нас, присовокупляется «человеческий фактор» – нечасто увидишь, как клетчатым флагом по чьей-то ошибке машут задолго до финиша гонки! Короче говоря, трасса «Воробьевы горы» – не повод для радости или гордости столицы. И гонки на ней проводят не от хорошей жизни. Впрочем, пока и на том спасибо.

НО КАК-ТО ЖИВЕМ…

Перспективы у российского кольца весьма неопределенные. Уровень команд и пилотов за последние годы заметно вырос – вложения средств здесь дают эффект. В лучшую сторону изменился менталитет команд. Раньше нанимали опытного, зрелого гонщика-аса, а в компанию к нему «бизнес-драйвера», чтобы помочь бюджету. Сейчас все большим спросом пользуются юные таланты, вчерашние картингисты. У некоторых команд («ЛУКойл Рейсинг», «АМК ФСО Мегафон», «Спорт-Гараж», той же «Арт-Лайн») есть молодежные программы. Так что гонщики уже могут показать себя народу, но… негде.

Да, автодром «Москва», построенный по всем канонам, рано или поздно вступит в строй, в августе планируют открыть трассу «Высокая Гора» в Казани – власти Татарстана нашли для нее и место, и деньги. Между прочим, строящуюся по проекту придворного архитектора ФИА, немца Германа Тилке. Того самого, что нарисовал в свое время макет супертрассы для формулы 1 в Нагатине... Но как это все-таки мало для огромной страны.

СЕРИИ И КЛАССЫ

RTCC (Russian Touring Car Championship) – гоночная серия, объединяющая в этом году четыре класса машин. В «Туринг» и «Туринг-Лайт» проводится чемпионат России, в «Суперпродакшн» – Кубок России, в «Национальном» – Кубок РАФ. Запланировано семь гонок на трассах «Невское кольцо», «Воробьевы горы», «Автодром Москва».

НГСА (Национальная гоночная серия АВТОВАЗ) – учрежденные заводом состязания автомобилей, выпускаемых АВТОВАЗом. В этом сезоне чемпионат России для спортпрототипов Lada Revo-lution. В зачете «Кубок Lada» разыгрывается Кубок РАФ, в зачете «Кубок Kalina» – Кубок АВТОВАЗа. Запланировано десять гонок, в том числе на рижской трассе «Бикерниеки» и строящейся в Казани «Высокая Гора».

Формула-1600 – национальный класс гоночных формул с двигателями 1,6 л. В прошлом году вместе с формулой-«Русь» и «Кубком Хонды» входила в «Российскую Суперсерию». Ныне запланирован (но не утвержден РАФ) 6-этапный чемпионат России и две традиционные гонки на Воробьевых горах.

Формула-«Русь» – национальный класс гоночных формул с двигателями «Альфа-Ромео» 2 л. Статус состязаний неясен, календарь к началу сезона не сформирован.

«Кубок Хонда» – гоночная серия автомобилей «Хонда Сивик Type R». Статус состязаний неясен, календарь к началу сезона не объявлен.

Подпишитесь на «За рулем» в