Автомобильный секетбай

АВТОМОБИЛЬНЫЙ СЕКЕТБАЙ

Они занимают три четверти территории.

ЧЕРЕЗ ВЕТРОВОЕ СТЕКЛО

Киргизия далеко. Из Москвы поездом – почти четыре дня. Самолетом – четыре часа, но за авиабилеты придется выложить 700 долларов. Одно радует – виз сюда не нужно, достаточно загранпаспорта.

Автомобильный путь из России лежит через Алма-Ату и Караганду. Казахи на границе спрашивают экологические справки, страховку, дотошно осматривают машины. Приходится запасаться терпением и… деньгами. Киргизы справок не требуют, но на месте составляют декларацию. При осмотре возмутятся только уж совсем откровенными «безобразиями» – наркотиками, оружием...

Трассу Алма-Ата – Бишкек недавно отремонтировали. От границы до киргизской столицы доберетесь за 2 часа. У населенных пунктов, в среднем каждые 10 километров, есть заправки с 92-м бензином. Цены на топливо чуть ниже российских. Национальная валюта – сом – на четверть дешевле рубля. На дороге встречаются торговые лавки, шашлычные и просто стоянки. Везде радушный народ со своей немного назойливой манерой торговать и, конечно, горный воздух, пропитанный травяным дурманом.

С российскими правами проблем нет. Как нет и различий в правилах дорожного движения. А вот рукописная доверенность на машину здесь не проходит. Нужна нотариально заверенная копия. При общении с инспектором здесь принято выходить из машины. Из правонарушений сотрудники автоинспекции не простят лишь управления транспортным средством в нетрезвом виде. И тогда автомобиль отправят на платную штраф-стоянку, а документы – в суд. Наложат штраф – 10 долларов США. О мздоимцах из ГАИ можно сообщить по телефону доверия: + 8 10 996 312 63 09 00.

Автопарк отличается обилием «олдтаймеров» советских времен. Но их теснят старенькие иномарки: «ауди», «мерседесы», «тойоты». Местные жалуются, что содержать российские машины стало слишком дорого: за запчастями не наездишься. А они тут нужны, большинство киргизских дорог по-прежнему лучше подходят для верховой езды. На скаку здесь встречаются, влюбляются, расстаются и даже в карты играют. Кстати, торгующие у дороги женщины никогда не станут выставлять на обочину товар – только муляжи. Ведь угнаться по горам за джигитом не по силам никакому автомобилю.

ЗАГРАНИЦА ПОМОЖЕТ

Киргизия жадно впитывает чужеземный опыт. Даже реформу автоинспекции, как сообщил заместитель начальника ГАИ полковник милиции Абыкеев Борош Абыкиеевич, здесь проводят американцы. Посол США лично курирует этот вопрос. Иностранные партнеры делятся своей аппаратурой для наблюдения на перекрестках, камерами, другой спецтехникой. Многие детали держатся в секрете. ОБСЕ патронирует совместную программу постановки автомобилей на учет и выдачи водительских удостоверений. Европейцы организуют единые базы данных по похищенному и угнанному транспорту. Благодаря этому работа ГАИ стала эффективнее.

Откуда такая любовь? Все дело в хороших финансовых показателях и «разумном» законодательстве. Киргизия сегодня – страна с развивающейся экономикой. Уже несколько лет как она вступила во Всемирную торговую организацию, куда Москва все еще только собирается. Однако Киргизстан не торопится отрекаться от своего славянского «брата». Русский признан вторым официальным языком. Сильных соседей у Киргизии много: Китай, Казахстан… «Если бы не Россия, нас бы давно поглотил Китай. Вот еще охота учить китайский на старости лет», – шутит сельчанин.

КИРГИЗЫ

Это горное государство населяют 5 миллионов человек: 58,6% – киргизы, русских – 17,1%. Киргизы делятся на «северян» (казахских киргизов) и «южан» (узбекских). Отношения у них почти такие же, как, скажем, у северных и южных корейцев. Считается, что северные киргизы – потомки кочевников, а южане – потомки земледельцев. Северяне менее религиозны и южная неторопливость их только злит. Недавние политические страсти отразились в столичном «лике». Сегодня Бишкек – традиционно северная столица – попала под «патронаж» юга.

Из аэропорта к самому крупному городу республики ведет двухполосная асфальтовая магистраль. Вдоль обочины – отары овец. В тени деревьев прячутся от жары пастухи. В населенных пунктах на дорогах полно детей: водителю нужно быть очень внимательным.

Бишкеку всего 125 лет. В нем живет примерно пятая часть населения страны. У города прямоугольная структура улиц, он поделен на четыре района.

Южная окраина города упирается в гряду прилавков, за которыми простирается Байтыкская долина. Часть склонов засажена, другая пребывает в естественном состоянии. На юго-западе расположена гора Боз-Пельдек. С ее высоты город как на ладони. Если вы приехали в Бишкек на машине, не пожалейте времени и съездите к источнику здоровья. В 58 км от города южнее села Степное на высоте 600 м самоизливается гидрокарбонатнонатриевая вода скважины Шабыр.

У ОЗЕРА

Однако самый известный киргизский водоем бесспорно Иссык-Куль – на северо-востоке страны. Это одно из красивейших и крупнейших озер мира – оно находится в котловине, между хребтами Терскей-Алату и Кунгей-Алату. Иссык-Куль в переводе с киргизского «Горячее озеро». Древние же назвали его Туз-Куль – Соленое озеро из-за солоноватого вкуса воды, непригодной для питья. От Бишкека до озера 180 километров – три с половиной часа езды. Дорога бежит через горные хребты и Боомское ущелье. Качеством она значительно уступает тем, что на равнине, но тоже не обходится без рекламы – правда, весьма оригинальной. Рекламные посулы разных фирм выложены камнями на земляных курганах близ трассы.

Проезд в курортную зону на своем автомобиле платный: приблизительно 10 долларов США. Других платных дорог в стране нет. Вдоль берега Иссык-Куля много курортных баз. Самые роскошные из них остались со времен Советского Союза. Средняя температура воды в сезон +21–23, зимой +3–4 градуса. В озеро впадают 80 рек, но ни одна не уносит своих вод из Иссык-Куля, из-за чего происходит засоление. Курортный сезон длится с июня до сентября.

НА ОБОЧИНЕ

У местных баев – свои причуды. Да и какой бай не любит быстрой езды?

По дороге в аэропорт наблюдала картину, какой даже в России не увидишь. По шоссе мчалась автомобильная колонна в сопровождении милицейских машин с мигалками и сиреной. Как уважающие себя автомобилисты, мы пристроились в хвост кортежу. Все встречающиеся на пути машины как по команде вставали на обочине и глушили двигатели, но тут на сцене появились два черных «шестисотых» с плотно тонированными стеклами. «Мерседесы» бесцеремонно обогнали процессию по встречной и через несколько мгновений превратились в точки на горизонте. Действий со стороны защитников порядка не последовало: ГАИ по номерам знает уважаемых людей. Вот такой секетбай!

Подпишитесь на «За рулем» в