В поисках идеала ройтлинген
Даже в Германии, чьи сыны, пожалуй, пуще других стремятся к идеалу, не все автобаны достаточно широки, не везде городские дороги надлежащим образом отремонтированы и водители в больших городах не всегда вежливы.
Однако есть там места, где последние достижения в организации дорожного движения вкупе с немецкой педантичностью создают что-то близкое к идеалу. Примером может служить небольшой городок Ройтлинген (110 000 жителей) в 30 километрах юго-восточнее Штутгарта. Именно там предпочитают доживать свой век после ухода на пенсию работники находящегося рядом концерна «Даймлер-Крайслер». Ветеранов можно понять – тихий город, замечательная природа, чистейший воздух… Возможно, размеренное течение жизни пожилых людей повлияло на местное автомобильное движение или что-то другое, но факт остается фактом – город с более безмятежной дорожной обстановкой трудно представить.
Жители Ройтлингена – бережливые швабы – стараются добираться из пункта А в пункт Б, максимально экономя время и деньги. Что использовать при этом – велосипед, автобус или автомобиль – не важно. В городе не найдешь и намека на «автолюбительский шовинизм» – машина только средство передвижения. Способствуют тому немалые цены на бензин (1,28 евро за 1 л бензина АИ-95) и парковку, а еще отлично функционирующий общественный транспорт. Если доехать до места назначения на автобусе удобнее, автовладелец без сожалений оставит машину дома.
В Ройтлингене автомобиль вообще отодвинут на второй план. Главные действующие лица – пешеходы. Их пропускают не только на «зебре», но даже когда они норовят перейти дорогу в неположенном месте. «Беспредел» дошел до того, что пешеходы вообще не смотрят по сторонам.
Главный конкурент автомобиля в борьбе за перевозку граждан – автобус. Для него на большинстве улиц специальная полоса, которую не имеют права занимать автомобили, есть даже «автобусные светофоры». Все это позволяет соблюдать расписание с точностью до секунды. Маршруты проложены так, что любой дом в спальном районе находится на расстоянии не более 200 м от ближайшей остановки.
В городе на большинстве улиц скорость ограничена 30 км/ч. А это не только безопасность, но и снижение общего уровня шума, потребления топлива. Соблюдение правил строго контролируют стационарные и мобильные радары на перекрестках и в других местах. Наказание в Германии сурово. Допустим, зафиксированное на фото превышение лимита на 30 км/ч обойдется в 120 евро и 4 штрафных пункта, что повлечет за собой «отдых» от автомобиля в течение месяца (при 18 пунктах злостный нарушитель будет обязан заново сдавать на права). Фотоулику с места преступления высылают нарушителю по почте вместе с квитанцией на оплату. Получив ее, лихач обязан отослать в полицию свои права. Все происходит без личного контакта. Встреча с ее представителями на улице также маловероятна – наблюдение и патрулирование ведут видеокамеры. Впрочем, как и во всей Германии.
Конечно, кому-то у нас такая аккуратность и правильность покажется утомительной и скучной. Некому посигналить, нет повода мысленно послать соседа по полосе куда-нибудь подальше или поупражняться в остроумии с сотрудником ГАИ. Но как же нам не хватает этой «скучности».
ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ
Если небольшие города в Германии стремятся к идеалу в рациональности, то их российские «коллеги» ищут его скорее в гармоничности. Причем порой это получается как бы само собой…
Возьмем Переславль-Залесский – наверное, для немца выговорить это посложнее, чем для русского – Ройтлинген. Деревянные домики уживаются здесь с железобетонными коробками, а многочисленные церкви – с раскинутыми по городу «серпами и молотами» на памятниках и вывесках. Небольшие российские городки подобны дикому плющу – они готовы принять любой предмет и сделать частью себя. Кажется, приземлись там летающая тарелка, на нее через какое-то время станут наклеивать объявления и водить вокруг хороводы на Новый год.
Переславль – очень светлый город, особенно летом: зеленая трава, купола церквей, открытые к общению люди. Причастность к «Золотому кольцу» вносит в городское движение некоторое разнообразие: проезжают автобусы с туристами, которые уже посмотрели ботик Петра I или спешат увидеть один из многочисленных монастырей, но все равно здесь довольно тихо. Почти нет светофоров, ГАИ – тоже. Все друг друга хорошо понимают, почти никогда здесь не услышишь сигнала. О специальных полосах для общественного транспорта, радарах скорости и прочих диковинах говорить вообще не приходится. Правда, как и в Германии (только по другой причине), многие едут на велосипедах. А в остальном: чистый воздух, природа, Плещеево озеро…
И все же вряд ли в Переславль кто-то специально поедет встречать старость. В наших городах ее встречать не нужно – она приходит сама.