Тише едешь – больше слышишь

ТИШЕ ЕДЕШЬ – БОЛЬШЕ СЛЫШИШЬ

Да, многих подвела кажущаяся простота сороковой задачи! В том, что большинство будет искать причины стуков в неисправностях карданного вала, мы не сомневались – менять злосчастные крестовины для иных, что семечки лузгать. Но условия задачи, если читать внимательно, говорят о другом: карданные шарниры скорей всего ни при чем. Вот ключевое – что-то должно лязгать в такт с оборотами колес, то есть связано с колесами, можно сказать, напрямую!

Карданный вал приводит колеса через редуктор и вращается быстрей их в 3,9 раза. Положим, крестовины сильно изношены. У каждой четыре положения, и в каждом между частями вала при медленном вращении выбираются люфты. Это – четыре удара за один оборот. А помножив на 3,9, получим уже 15,6 удара на оборот ведущих колес! Из этого следует, что считать этот шум «в такт вращению колес» было бы странно. Кроме того, карданный вал – вещь тяжелая, причем на пятой передаче вращается даже быстрей коленчатого. Разбитые крестовины нарушают соосность частей – и на большой скорости будет неприятная вибрация.

В двух письмах выдвигается такая версия. В условии задачи не сказано, что автомобиль движется прямо – значит, возможно появление стуков на повороте? Здесь внешнее колесо крутится быстрей внутреннего – так почему бы ему не догнать карданный вал?

Только если правое колесо догнало карданный вал, то левое… крутится в обратную сторону!

Некоторые занялись поиском других неисправностей, но опять-таки в карданной передаче! Например, отвернулись болты, стягивающие фланцы. Согласитесь, эти стуки привязать к колесам трудно. То же касается недостаточной затяжки гайки хвостовика.

Есть «мастера», способные сменить колесо и, не затянув болты, поехать. Кто-то решил, что это наш герой. Но вряд ли кто полезет с ключами под машину, не проверив, что попроще.

Верных ответов совсем не много, и все же нашлись среди читателей те, кто разобрался в «механике»: искать источник стуков они стали в низкооборотной части трансмиссии – от большой шестерни до колес. Так и пришли к дифференциалу. Победитель этого тура напомнил, что ось сателлитов, разбив посадочные отверстия в коробке (см. рис.), начинает свободно перемещаться от упора до упора – ограничивает его внутренняя поверхность большой шестерни. Что получится, если машина очень медленно катится на нейтрали? Вот ось сателлитов прошла нижнее положение, потом поднимается… и, повернувшись на 180°, вновь падает. Мы слышим удар. Еще через 180° картина повторяется. Два четких удара на каждый оборот коробки дифференциала, то есть колес.

Если увеличить скорость, центробежная сила начнет удерживать ось в одном из крайних положений – наступит тишина. А при включенной передаче детали, как пишет победитель, «натянуты», между ними немалое трение – оно не позволяет оси падать.

Победитель конкурса сочувствует автовладельцу – ремонта редуктора не миновать. А мы поздравляем Юрия Лещева с заслуженной наградой!

ЗАДАЧА СОРОК ТРЕТЬЯ

НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА

Мы гнали заказчикам впрысковые «четверки». Я за рулем белой, Юрка – красной. После очередного обгона приятель едва удержался на дороге – дул сильный порывистый ветер. Остановились, поменялись рулями. Пришел мой черед мучиться: не хочет красная держать курс! Но нет худа без добра: когда прокололи колесо и ставили запаску, Юрку «осенило» (говорит, где-то об этом слышал или читал). Тут же сверили теорию с реальностью, и… красная машина поехала не хуже белой.

Что скажете, любители-«жигулисты»?!

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 августа 2006 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Тел. (495) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.

Подпишитесь на «За рулем» в