Ралли-рейд «Дакар»: Поперек Америки

Две недели Аргентина и Чили наслаждались большими гонками. Их победителей можно было назвать заранее, считает Сергей Зиновьев.

КУПИМ ТРУДНОСТИ!

Огромный моторизованный десант, высадившийся в Буэнос-Айресе, впечатлял. Старт в гоночном приключении приняли 161 мотоцикл, 140 автомобилей, 52 грузовика и 27 квадроциклов. Но как не заметить, что в сумме – почти на сотню боевых единиц меньше, чем в прошлом году, когда «Дакар» впервые гостил в Южной Америке. Пресловутый кризис тогда только начинался. А сейчас аукнулся по полной программе.

Многим помешал стартовать недостаток средств – спонсоры стали весьма прижимисты. Но уж точно не предстоящие трудности двухнедельного марафона отпугнули потенциальных участников, ведь именно в изнурительных условиях борьбы секрет притягательности «Дакара». Гонок, в которых можно несколько дней мчаться по пустыне, наберется десятка два. И «Дакар», несмотря на усилия конкурентов в области организации ралли-рейдов, по-прежнему мировой лидер в соотношении цена участия/качество проблем.

Кстати, заявочный взнос экипажа (около 15 тысяч евро) – далеко не самая затратная статья расходов. В эту сумму включено: доставка морем из Европы в Буэнос-Айрес, питание на всем протяжении гонки, медицинская помощь, обеспечение спутниковой связи и т. п. Не включено: ремонт, обслуживание техники и бензин. Между тем, еще 15 тысяч евро экипажу внедорожника понадобится только на шины. Если, конечно, цель – добраться до финиша с достойным результатом, а не просто полюбоваться уникальными ландшафтами. Впрочем, бортовые системы самооткапывания (лопаты) на «Дакаре» везут все без исключения.

Стефан Петерансель впервые стартовал на «Дакаре» за рулем БМВ. Начало было неплохое, но одна-единственная поломка испортила всю гонку.

МИМО КАССЫ

Большинство участников «Дакара» не претендует на призы. У них иная мотивация – преодолеть пространство, победить себя, получить адреналин. Технику заводской подготовки, на которой едут самые быстрые и опытные гонщики, обыграть нереально. С этим смирился даже Лис Пустыни – Жан-Луи Шлессер, многие годы в одиночку боровшийся с отборной гвардией «Мицубиси». Второй американский «Дакар» француз тоже пропустил – остался верным африканскому континенту. В эти же дни проходил рейд Africa Eco Race 2010 – по традиционному «дакаровскому» маршруту: через Марокко и Мавританию с финишем в столице Сенегала. Шлессер – да, выиграл, но ему противостояли всего четырнадцать не особенно именитых соперников.

Угнетенная кризисом, впервые за многие годы не явилась на «Дакар» заводская команда «Мицубиси». Это важная, однако не критичная потеря. Стартовали пять построенных ею прототипов «Лансер Рейсинг», перешедшие во владение частной команды JBM Stradale Off Road. Ее пилоты тоже претендовали на победу, но с умеренными шансами: они были лишены сервиса высочайшего уровня, который может предоставить только заводская команда. В итоге все финишировали в группе лидеров, но не выше шестого места, добытого португальцем Карлосом Сусой.

Среди тех, кто пропустил «Дакар» по финансовым причинам, и главные соперники КамАЗа в зачете грузовиков – Ханс Стейси (МАН) и Герард де Рой («Жинаф»).

Наш человек в составе сильной команды X-Raid – Леонид Новицкий. В прошлом году был восьмым, нынче – одиннадцатый.

С ПЯТОЙ ПОПЫТКИ

Стефан Петерансель, многократный триумфатор «Дакара» за рулем «Мицубиси», перешел в немецкую X-Raid и благодаря этому сохранил статус одного из главных фаворитов. БМВ официально не признает эту команду своей. Однако прототипы на базе модели Х3 изначально созданы с ее подачи и, говорят, техническая связь с фирмой у X-Raid есть. В любом случае этим машинам по силам «бодаться» со стопроцентно заводскими «туарегами», что и доказал в прошлом году Нассер аль-Аттия. Ныне гонщику из Катара пришлось доказывать нечто другое, так как на старт он вышел за рулем… «Туарега». Такие вот трансферы!

Собственно, на сражении «Фольксвагена» и БМВ поначалу держалась главная интрига «Дакара-2010». Петерансель после четырех этапов лидировал. На пятом – поломка кардана, двухчасовой ремонт... и прощай, победа. Двухчасовое отставание от нового лидера, Карлоса Сайнса, сохранилось вплоть до финиша. С этого момента «Фольксваген» оккупировал всю зону подиума. И, как оказалось, окончательно.

Странная погода в Андах и пустыне Атакама: внезапные туманы, ливни, разливы рек, зыбучая пыль и жара под сорок вынуждали организаторов перекраивать маршрут, укорачивать скоростные участки. А по ночам собирать застрявших и заплутавших. «Туарегов» все это словно не касалось, и перемен в тройке лидеров больше не произошло. По большому счету скучная для болельщиков гонка. Аль-Аттия упорно поддавливал Сайнса, всю дорогу отставая то на семь минут, то на две, то на пять. Но не догнал – скорее всего, финишную расстановку определило руководство команды. И то верно: негоже двукратному чемпиону мира по классическому ралли из года в год терпеть поражения в «Дакаре». Дважды Матадор был близок к победе, но лишь с пятой попытки одолел «Дакар» (Сайнс выступает в ралли-рейдах с 2006 года).

Год назад Карлосу Сайнсу помешала выиграть секундная неосмотрительность – тогда его «Туарег» перевернулся. Нынче Матадор был на высоте.

БОЛЕЕМ ЗА НАШИХ

Стартовавшие на грузовиках соперники большой угрозы не представляли, так что для команды «КамАЗ-Мастер» победа без Стейси и де Роя была предсказуемой. А впрочем, прими они участие, и их, скорее всего, наши сделали бы, как сделали год назад. Краткие итоги: дистанция пройдена почти без запинок, все задачи (главная – командная победа) выполнены. Первое и второе места в зачете грузовиков – у экипажей Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова. Ильгизар Мардеев не замкнул тройку призеров из-за пятичасового штрафа – столько времени занял ремонт двигателя на седьмом этапе.

В зачете автомобилей ехали пять российских экипажей (год назад – девять), финишировали два. Леонид Новицкий (БМВ-Х3, X-Raid) не выступил в полную силу из-за тяжелейшей травмы левой руки, полученной на майской гонке в Тунисе и не долеченной до сих пор. По признанию пилота, после 150 км рулежки на спецучастке рука постепенно теряла силу. Тем не менее у него очень почетное 11-е место на финише. Ярослав Соловьев (багги SMG, «Нарт-Тайм») почти вдвое улучшил свой прошлогодний результат – 22-е место против 43-го. На разных стадиях борьбы жертвами поломок пали «ниссаны» Александра Мироненко и Павла Логинова, а также багги «Хонда» Сергея Савенко.

Интригу во второй половине гонки поддерживал лишь Нассер аль-Аттия, хотя и следовал при этом командной установке не рисковать.

ГУД БАЙ, АМЕРИКА?

По слухам, «Дакар-2011» вернется на историческую родину, в Африку. Хотя многие считают, что у южноамериканского варианта есть преимущества. Карлос Сайнс, в частности, говорил:«» Здесь очень много зрителей. Это огромный плюс – гонщикам понятно, для кого они стараются. И с точки зрения рекламной отдачи, полагаю, такой «Дакар» более предпочтителен«». Позже добавит: «Америка – хорошо, но я хотел бы выиграть и в Африке». Некоторые утверждают, что трасса, проходящая по территории Аргентины и Чили, интереснее и разнообразнее, чем африканская. Другие возражают: мол, как раз наоборот.

Мнение Семена Якубова, руководителя «КамАЗ-Мастер»: «»Все серьезные команды поедут на «Дакар» куда угодно. Какой континент – не имеет значения. Лишь бы было много песка«». Официальной же информации о будущем «Дакаре» пока нет.

Фирдаус Кабиров, отличившийся на «Дакаре-2009», проиграл Чагину чуть больше часа и, похоже, не пытался навязать борьбу партнеру по команде.

Подпишитесь на «За рулем» в