Код региона.

Код региона.

Чаще в ходу другая присказка – про неотмываемого черного кобеля… В «пожилую» машину (не важно, отечественную или иномарку) сколько ни вкладывай сил, времени и денег – все без толку, былую надежность не вернешь. Срываются рейсы, теряются клиенты, падают доходы. Пора менять машину на новую. Да только какую выбрать?

В конце 2004 года московское представительство «Вольво тракс» продемонстрировало свой «бюджетник» «Регион» и разослало сообщение о его выпуске потенциальным покупателям. Естественно, тягачи предлагались российской сборки, из Зеленограда. В 2005 году планировали продать 200 «регионов», но перевыполнили – продали 262. Новый, 2006 год отметили выпуском «Региона» второго поколения, с приставкой «Профи».

Дальнобойщику кабина, что дом родной, поэтому у «Региона Профи» она самая большая из серии FM – лобастая «Глобтроттер». Внутренняя высота 193 см, тоннель над двигателем возвышается всего на 17 см – гнуть спину, как на первом «Регионе», не понадобится.

С начала 80-х «Глобус» весьма популярен у владельцев «Вольво» не только из-за объема, но и благодаря качеству отделки, продуманному интерьеру. «Бюджетник» для России – не исключение. Добротная обивка, рулевая колонка с широким диапазоном регулировок и фирменным пневмозажимом, удобное сиденье с пневмоподвеской и электроподогревом, сухая автономка, электростеклоподъемники – нет и намека на экономию за счет комфорта для водителя. Над ветровым стеклом трехстворчатый шкаф с двумя отделениями по 33 л и одним 96-литровым. Под спальником тоже место не пропадает: левый ящик для одежды и пожитков, выдвижной по центру – под продукты, правый с внешним доступом – под инструмент. Позаботились шведы о магнитоле и аудиоподготовке, причем управление ею продублировали на пульте у изголовья спальника. Там же клавиши внутреннего освещения и блок контроля автономки. Кстати, наверное, впервые салон оснастили датчиком задымления. Ведь, бывало, водитель угорал на стоянке при работающем двигателе или отопителе. У всех российских «вольво» теперь есть маленький газоанализатор – разбудит, если что.

Шведы первыми в Европе внедрили самые жесткие требования к пассивной безопасности грузовиков. Остальные были просто вынуждены к ним подтягиваться. Кабины «регионов» вполне соответствуют современным нормам, разве что подушек безопасности нет.

Удержать прежнюю цену при более дорогой кабине позволил мотор меньшего объема. Именно с D9A на рубеже тысячелетий начался новый модельный ряд двигателей «Вольво трак». Потом уже сделали флагманский D16C и новейший D13A. Несмотря на разные объемы и мощность, очевиден единый подход к конструкции. У всех распредвал в головке, четыре клапана на цилиндр, турбонаддув с интеркулером, электронно-управляемые насос-форсунки и новинка – привод ГРМ и вспомогательных агрегатов от шестерни, расположенной перед маховиком. Очень удобно, если надо подключить редуктор или гидронасос для строительных модификаций.

Коль говорим о массе, отметим, что 9-литровый мотор при сопоставимых мощности и моменте легче 12-литрового почти на четверть тонны. Объем системы охлаждения сокращен на 8 литров, масла – в среднем на 10. Однако есть и недостаток – «меньший брат» чуть прожорливее D12: удельный расход – 198 г/кВт.ч против 189.

Наверное, воодушевленные ростом продаж, шведы теперь расщедрились на коробки передач. Вместо 9-ступенчатой предлагают 14-ступенчатую VT2214. (Основная 3-ступенчатая, впереди – делитель, сзади – планетарный демультипликатор. Итого 3х2х2=12 плюс две «черепахи».) Эти КП выпускают с 2001 года, и рассчитаны они на работу с более серьезными двигателями, чем 9-литровый: до 460 л.с. и 2200 Н.м. На «Регионе» они недогружены почти на четверть, поэтому ресурс, наверное, будет вечным. Управление легкое и четкое: основной коробкой – тросами, повышающим и понижающим редукторами – пневматикой от клавиш на рычаге. Особенность «вольвовской» трансмиссии – необслуживаемые карданы. Говорят, крестовин и шлицев хватает на весь срок службы автомобиля. Задний мост «Региона» – удачный синтез высокого КПД главной передачи и хорошей проходимости. Он гипоидный, с блокировкой дифференциала.

В дополнение к рабочим тормозам – электронно-управляемая заслонка на выпуске, согласованная с круиз-контролем. Шведы утверждают, что она одна на 85% уменьшает нагрузку на тормоза. Но, конечно, заслонка не так эффективна, как компрессионный моторный тормоз VEB, предлагаемый в виде опции. У 9-литрового мотора он поглощает около 264 кВт при 2400 об/мин.

«Вольво» представляет шасси «Региона» как не нуждающееся в обслуживании. Кардан не нужно смазывать, подшипники ступиц – регулировать, а масло и фильтры двигателя при благоприятных условиях эксплуатации ходят по 60 тыс. км. Понятно, что «бюджетник» будет нечастым гостем на СТО. Но если понадобится, его рады встретить на любой из 27 станций, от Калининграда до Владивостока.

Подпишитесь на «За рулем» в