Занавески и подушки ждут ребят

Занавески и подушки ждут ребят

Вскоре слова президента, перенесенные на бумагу и скрепленные печатями, вступили в законную силу – в США законодательно решено было оснастить каждый выпускаемый автомобиль средствами пассивной безопасности. С того знаменательного момента, как первая подушка получила прописку в автомобиле, прошло более четверти века.

БЫЛОЕ И «ДУМКИ»

Идея уберечь человека посредством надувной подушки витала в воздухе еще в 40-х годах, во время Второй мировой войны. Тогда было запатентовано спасательное приспособление для военных самолетов.

Но в автомобиле применить фантазию не удавалось еще долго, требовались поистине революционные технологии и материалы. В 50-х были изготовлены первые газовый генератор и система датчиков, способные надуть подушку за требуемое время – не более 50 миллисекунд. Тогда же нашли рецепт особой эластичной ткани, позволившей улучшить «надувные» характеристики подушки и разместить ее в ступице рулевого колеса.

С самого начала развития «подушечной» темы инженеры преследовали цель дополнить трехточечные ремни, которые и сегодня остаются самым эффективным, но не единственным средством сохранить жизнь и здоровье. В 70-х годах около трети пристегнутых водителей в случае сильной аварии получали серьезные травмы. С внедрением подушек кривая смертности пошла дальше на убыль: лишь в одной Германии и только по статистике «Мерседес-Бенца» за последние 15 лет благодаря «эйрбегам» остались живы не менее 2500 человек. Американская служба безопасности дорожного движения утверждает, что с 1987 года в США подушки спасли 14 200 человек.

Первопроходцем среди серийных автомобилей, в списке оборудования которых значилась подушка, стал «Мерседес-Бенц». После 250 крэш-тестов, 2500 ездовых испытаний и семи миллионов километров «эйрбег» дебютировал в декабре 1980-го на S-классе, одновременно с еще одним ноу-хау – преднатяжителем ремней. Мир быстро оценил подушку по заслугам. К 1991 году уже четверть автомобилей премиум-класса могли похвастать этим средством безопасности для водителя, а еще через пару лет все дорогие модели были оснащены ей «по умолчанию».

ГАЗ ВМЕСТО ПУХА

Из чего состоит устройство? Сама подушка сделана из тонкой нейлоновой ткани. Приказ ей отдает компьютер на основе сигналов датчиков ускорения в передней части кузова. Они реагируют на деформации, эквивалентные тем, что машина получит при ударе о кирпичную стену со скоростью 16–24 км/ч. Система наполнения содержит азид натрия, который при взрыве пиропатрона преобразуется в азот.

Компьютер отдает приказ на воспламенение заряда, сгорающего в доли секунды ради выработки большого объема газа. Под его напором подушка стреляет навстречу водителю со скоростью свыше 300 км/ч – за это время вы в прямом смысле не успеете и глазом моргнуть! Спустя секунду газ уже уходит через крошечные отверстия в подушке, чтобы смягчить вашу встречу.

В последние годы подушек в автомобиле становится все больше. Пара – тот минимум, без которого новую модель и представлять миру неприлично.

Боковые аварии относят к числу самых опасных: энергию удара гасит лишь тонкая дверь, а водителя или пассажира отбрасывает вбок с риском травмировать голову о центральную стойку. Поэтому вслед за фронтальными нормой стали боковые подушки для защиты грудной клетки, как правило, уложенные в боковины спинок или стойки кузова. Затем настал черед «занавесок», оберегающих голову, – место нашлось в силовой раме крыши. Технология достигла такого уровня развития, что понять, где именно спрятаны подушки, можно лишь по надписи SRS – никаких «пунктиров» для разрыва пластмассы уже не видно…

Сегодня производители озабочены выведением на рынок еще нескольких новинок – например, подушек для защиты ног водителя. Педальный узел представляет особую опасность при фронтальном ударе – ведь он, как правило, смещается в салон; «аккомпанирует» ему рулевая колонка. Многие современные авто уже оснащены «эйрбегами» малого объема, изолирующими водителя от рулевого вала и педалей.

СПАСТИСЬ ЗАВТРА

Шесть, восемь, даже десять подушек в современной модели теперь не удивляют. Но количество постепенно переходит в качество. Системы умнеют на глазах: все чаще мы слышим про многоступенчатый алгоритм раскрытия, позволяющий в зависимости от силы столкновения использовать весь объем подушки либо только часть (часто такие подушки называют адаптивными). Сделано это, чтобы не рисковать здоровьем людей: все-таки выстрел подушки – процесс небезопасный…

По этой же причине электроника обзаводится страхующими функциями. Например, дублирующие контуры подтверждают: «авария произошла». Таким образом, «холостой залп» становится просто невозможным.

Стремительно растет скорость раскрытия подушек. О 50 миллисекундах уже никто не говорит: скорострельность систем управления «Бош» – до 20–15 мс. Чтобы решение было принято максимально быстро, используют все больше датчиков: их уже не два или три, а десять, двенадцать… Традиционные акселерометры дополняют датчики давления в дверях и переворота – в поперечинах крыши.

Прогрессирует и сама подушка. Постепенно она уменьшается в объеме: если раньше он достигал 100 л, то теперь варьируется в пределах 35–70 л. Фирма «Аутолив» работает над «зонтичным» вариантом – из нескольких компактных вспомогательных камер, расположенных вокруг основной большой. В зависимости от силы удара газ поступает либо в малые камеры, либо заполняет все пространство. К тому же «зонтик» имеет большую зону охвата. Пока подобные системы на стадии тестирования, но их внедрение не за горами.

Тенденции таковы: важна каждая деталь, каждый нюанс. Электроника учится не только констатировать факт, но и предугадывать событие: какой тип аварии? Под каким углом происходит столкновение, каков тип другого автомобиля? Скорость его движения? Благодаря ответам на эти вопросы у подушек прибавляется времени на раскрытие, а значит, риск травм уменьшится. Запас по времени также позволяет надувать «эйрбег» медленнее, используя вместо газа больший объем воздуха – экологию тоже никто не сбрасывал со счетов. Но важнее все же растянуть время «сдувания», тем самым защитив обитателей салона на более продолжительное время.

Индивидуализация – вот вектор прогресса. Система должна знать о вас все: вес, рост, пол, возраст… На основе биометрических данных компьютер сможет задать нужную силу раскрытия подушки или угол срабатывания. Все это станет реальным уже через пару-тройку лет… ну а я очень желаю читателям знакомиться с подушками по журнальным статьям, не прибегая к «дружеским» объятиям!

ПОДУШКА БЕЗ ОПАСНОСТИ

Правило № 1

Всегда, даже в городе и на невысоких скоростях, пользуйтесь ремнем. Если вы не пристегнуты, подушка иногда причиняет больше вреда, чем пользы.

Правило № 2

Маленьких детей обязательно сажайте в детские кресла. Внимательно изучите инструкцию к автомобилю, чтобы правильно установить кресло на нужном ряду сидений и при необходимости и возможности – внимание! – отключить подушку.

Правило № 3

Не пытайтесь самостоятельно разобраться в конструкции подушки или отключить ее, если это не предусмотрено заводом, а процесс не описан подробно в инструкции. Подушка безопасности – вовсе не мягкая «думка» с вашего любимого дивана и может в одночасье превратиться в «подушку опасности»!

Правило № 4

Не кладите на то место панели, где расположена подушка, посторонние предметы. В случае раскрытия они могут нанести серьезные травмы.

Подпишитесь на «За рулем» в