Обозрение автомобилей из Китая. Всекитайское собрание

Обозрение автомобилей из Китая. Всекитайское собрание

Незнание и недоверие постепенно сменяются интересом – больно уж цены привлекательные. Попробуем разобраться в китайском многообразии применительно к нашему рынку.

ВОСТОЧНЫЕ КРОХИ

Совсем недавно в классе городских автомобилей с двигателями до 1 л довольно мирно, благодаря немалой разнице в ценах, уживались «Ока» с «Матизом». Нынче в Набережных Челнах «Оку» уже не делают. А с введением норм Евро II серпуховские автомобили (с китайским мотором) подорожают примерно до 4500 долларов. Такие машины уже появляются у дилеров – вышеупомянутый промежуток сужается.

[caption id="attachment_191873" align="aligncenter" width="150" caption="«FAW-Джинн» – нечто среднее между хэтчбеком и микровэном. Прототип – японский «Дайхатсу-Мув». Двигатели – 46-сильный

(1,0 л) и 65-сильный (1,1 л).

"]

[/caption]

Китайский «Флайер» компании BYD (ЗР, 2006, № 2) в базовой комплектации стоит около $6000. Но он – пятидверный и при всех недостатках комфортабельней и современней «Оки». У «Матиза» конкурентов еще больше: «Чери-Свит» (пришедший в Россию сначала как S11, затем QQ) (ЗР, 2005, № 9; 2006, № 1), «Хафэй-Брио» и «FAW-Джинн» (ЗР, 2006, № 7). Кстати, компания FAW – не что иное, как «Первый автомобильный завод», First Automobile Works, предприятие, начавшее биографию с выпуска ЗИС-150. Ныне огромный государственный холдинг выпускает самые разнообразные автомобили: от грузовиков до компактных городских.

«Лошадок» у малышей немного, но для города это вполне приемлемо. Кстати, относительно невысокая литровая мощность большинства китайских двигателей объясняется, в частности, низким качеством топлива в дальних провинциях Поднебесной.

В «Чери», «Хафэе» и «Джинне», конструктивно не отличающихся от иных знакомых нам одноклассников, есть подушки безопасности, ABS. А на первом в качестве опции – даже роботизированная коробка передач с возможностью ручного переключения. Выбор комплектаций неплохой. Правда, цены $8–11 тыс., в отличие от стоимости «Флайера», удивительно низкими уже не назовешь.

ЛЮБИМЫЙ РАЗМЕР

В самом популярном у россиян классе четырех-пятидверных автомобилей с моторами 1,5–2,0 л китайские компании выступают пока не очень активно. Смелее других оказалась фирма «Чери», начав в 2006-м продажи «Амулета», появившегося у нас сначала под индексом А15. По сути, это перелицованный «СЕАТ-Толедо» 1991 года рождения. Изменив внешность, машину снабдили лицензионным мотором «Mitsubishi 3000 GT – 1,6 л/100 л.с. Конструктивными изысками автомобиль не отличается. Зато салон и багажник просторны, все, что нужно не слишком капризному водителю, присутствует (ЗР, 2006, № 6). Нынче к дилерам поступают уже «амулеты» калининградского производства. Вот такой поворот истории – через полвека после строительства с помощью СССР «Первого автомобильного завода» Китая.

На подходе к нашим дилерам еще один «Чери» – покрупнее, имя ему пока заменяет индекс А21. Для него обещают автоматическую коробку передач, климат-контроль и даже кожаный салон, причем все это примерно за 20 000 долларов. Возможно, эту модель тоже будут делать в Калининграде.

«Чери-Ориентал Сан» («Сын Востока», он же В11 – см. ЗР, 2005, № 9) заметно просторней и солидней «Амулета». Увы, базовая версия за 19 000 долларов отделана и укомплектована не слишком богато. Да и 2-литровый мотор мощностью 125 л.с. слабоват для седана, хотя заявлена максимальная скорость 195 км/ч. Но нам предложат и топ-модель – с двигателем 2,4 л/130 л.с., гидромеханической коробкой, в богатой комплектации. В ней не только полный электропакет и набор средств пассивной безопасности, но и мультимедийный комплекс с тремя мониторами и камерой заднего вида.

АВАНГАРД ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ

Китайцы не случайно начали разведку нашего рынка полноприводными машинами. Эта группа и сейчас самая многочисленная на рынке. Ведь вседорожники у нас чтут даже обитатели центра столицы…

Сначала в атаку пустили пикапы далеко не первой свежести. «Тянье-Адмирал» и «Грейт-Уолл Дир» (ЗР, 2006, № 2) практически копируют «Тойоту-Хайлюкс» 1980-х. Схема классическая: рама, неразрезной задний мост, передние колеса подключаются жестко, раздаточная коробка с пониженным рядом. Никакой мудреной электроники в управлении тягой, подвеской или тормозами. «Грейт-Уолл Сейлор» и «Тянма-Эквидо» современней лишь по отделке кузова и салона (ЗР, 2006, № 2). Последний, правда, можно купить не только с бензиновым, но и с дизельным 94-сильным мотором (материал о такой модификации в этом номере). Но дизели на китайских полноприводных моделях пока редкость: на внутреннем рынке они не слишком популярны.

Вслед за пикапами в Россию пришли аналогичные по конструкции вседорожники. «Грейт-Уолл Сейф» (ЗР, 2005, № 2), оснащенный 106-сильным бензиновым мотором, почти точная копия ранней «Тойоты-Фо Раннер» и близкий родственник пикапов «Грейт-Уолл Дир». Конструктивные аналоги: «Адмирал-SUV», сборку которого начали в Бийске, и 126-сильный «Дэди-Шатл», выпускаемый в Черкесске как «Дервейс-313120» (ЗР, 2006, № 3). Кстати, по мудрености индексов китайский автопром даст российскому большую фору. Помимо марки и модели на каждой китайской машине (притом снаружи!) – шифр, модификации и комплектации – например, СС6460DY. Разобраться в этой тарабарщине – дело неблагодарное, да и ненужное.

Пожалуй, самый современный по дизайну, комфорту, безопасности китайский вседорожник «Грейт-Уолл Ховер» (ЗР, 2005, № 12), внешне напоминающий «Исудзу-Аксиом». Передний мост и муфты колес включают кнопкой из салона; помимо версии с бензиновым двигателем 105 л.с., вскоре появится дизельная. Мощностью агрегат, правда, не блещет – около 78 л.с., зато, видимо, способен переваривать не самое хорошее топливо.

В этой группе особняком стоит «Чери-Тиго» (ЗР, 2005, № 7). Он очень похож на «Тойоту-RAV4» предыдущего поколения, но – переднеприводный и стоит от $16 500. Летом в России появилась модель с постоянным полным приводом и межосевой вискомуфтой.

ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО?

Россия для молодого и амбициозного китайского автопрома – огромный рынок, где требования во многом схожи с запросами внутреннего. Да-да! Качество топлива у нас тоже нестабильное, экологические требования не самые высокие, а спрос на вместительные полноприводные, пусть и не самые современные, но недорогие машины – завидный. А еще Россия для Поднебесной – «окно в Европу». В том числе и поэтому китайцы в ближайшее время будут освежать и пополнять модельные ряды. Недалеко то время, когда у дилеров появятся новинки В- и С-классов, мини-вэны и микроавтобусы, кроссоверы и вседорожники, в том числе собранные на российских заводах. Эти модели, как правило, уже не будут «перепевками» корейских и японских. Ведь с таким предложением на все более требовательном российском рынке «далеко не уедешь», на европейском – и подавно.

Несомненно, китайские компании пришли в Россию с очень серьезными намерениями. Но для завоевания заметной доли рынка им придется приложить еще немало усилий. Без разветвленной дилерской и сервисной сети на широкое признание рассчитывать не приходится. До уровня ведущих мировых производителей, который не измерить лишь киловаттами, долларами и набором опций, автомобилям из Поднебесной пока далеко. Впрочем, примерно так же писали европейцы о корейских моделях лет двадцать назад…

ЧТО ЗА «ВЕЛИКОЙ СТЕНОЙ»?

Компания «Грейт-Уолл мотор» – типичный представитель нового автопрома Китая. Частная фирма со штаб-квартирой в Баодине, основанная в 1990-м, сегодня выпускает задне- и полноприводные пикапы во множестве модификаций, вседорожники, микроавтобусы и фургоны.

В ближайшее время фирма предложит покупателям несколько новинок. Появится версия «Грейт-Уолл Ховер» с автоматической коробкой передач. А на моторном заводе компании полным ходом идет подготовка производства 2,8-литрового дизеля. Намечают выпускать и пикап нового поколения – «Супериор». Уже осенью в Баодине заработает завод легковых автомобилей и вэнов с моторами 1,3–2 л.

Компания «Грейт-Уолл» готова начать сотрудничество с Россией. Планируют производить в Елабуге до 50 тысяч пикапов и вседорожников в год с перспективой увеличения объемов и расширения модельного ряда.

НЕТОРОПЛИВО И БЕГОМ

Корпоративный лозунг «Грейт-Уолл» дословно переводится так: «Улучшать понемногу каждый день». Фирма, на первый взгляд, действительно движется неторопливо, но очень расчетливо и дальновидно. Цеха, где производят «ховеры», явно рассчитаны «на вырост». Оборудование для штамповки, сварки, окраски – современное, ведущих мировых производителей. Но там, где можно сэкономить, обходятся без них. Скажем, здесь нет сложного и дорогого оснащения складов. Комплектующие лежат в просторном сборочном цехе, рядом с конвейером. Высокотехнологичные автоматы увеличат стоимость автомобилей; напротив, рабочая сила в Китае – дешевая.

Кстати, прошедшие отборочное сито рабочие «Грейт-Уолл» (конкурс – свыше десяти человек на место!) пару недель живут в общежитии, проходя «курс молодого бойца», в который, в частности, входят пробежки строем (!) по заводскому стадиону. Говорят, для улучшения физподготовки и командного духа. Такие вот восточные особенности…

ПАРК НОВОГО ПЕРИОДА

На дорогах Поднебесной причудливо, но мирно уживаются велосипеды, в том числе с грузовыми прицепами, тихоходные, жалобно трещащие измученными моторами маленькие тракторы, трехколесные (!) дизельные грузовички – и современные автомобили, включая… «порше» и «мерседесы». Последних, правда, совсем мало. Зато в изобилии «ауди», «фольксвагены», «ситроены», «тойоты», машины прочих известных марок, но местного производства. Автомобилей новых местных марок – «Грейт-Уолл», «Чери» и других – пока относительно немного. Но дело не в недоверии потребителей. Просто многие модели в основном расходятся там же, где их делают. Ведь, скажем, в небольшой по китайским меркам провинции Хэбэй живут… 30 миллионов человек!

ВОСТОЧНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Об автомобилях «Грейт-Уолл» мы неоднократно писали (ЗР, 2005, № 10, 12), отмечая как их достоинства, так и недостатки. Но на небольшом фирменном полигоне в Баодине вновь представилась возможность поездить на нескольких пикапах и вседорожниках. По сути, это машины двух поколений: «Сейф», «Пегасус», «Дир», выпускаемые уже несколько лет, и модель 2005 года – «Ховер». Разница очень заметна: последний тише, комфортней, лучше управляется. Умение быстро учиться – одна из лучших особенностей китайских производителей. По разговорам с представителями «Грейт-Уолл», а главное, по машинам, поставляемым в Россию, легко убедиться: тесты «За рулем» они читают очень внимательно.

Подпишитесь на «За рулем» в