Пляшем от кошелька
Так гораздо удобнее: для зарубежных стартов, как в кроссе, так и в родственном ралли-кроссе, не придется готовить совсем другой автомобиль. Половина сезона – три этапа чемпионата позади, самое время посмотреть, что получилось.
РЕТРОГРАДЫ ПОНЕВОЛЕ
Наиболее радикальные перемены коснулись самого массового (и самого архаичного) национального класса «восьмерок», названного теперь на европейский манер «Дивизион 1А». Секвентальные коробки передач, 16-клапанные моторы, иномарки В-класса – отныне можно все! Увы, это раздолье нашим спортсменам не по душе… точнее, не по карману. На всех этапах все пилоты, словно сговорившись, выступали, как и многие годы до того, на тех же «восьмерках»…
Мало этого, гонщики АВТОВАЗа лишились финансовой поддержки – какие уж тут секвентальные коробки, когда стартуешь за свой счет. Завод тоже можно понять: доколе рекламировать на гоночных трассах то, что снято с производства? В итоге в «обновленном» Дивизионе 1А чемпионат лишился интриги. Все три гонки уверенно выиграл молодой казанец Ирек Миннахметов, а титулованные тольяттинцы Алексей Иванов и Владимир Колесов ищут спонсоров и добивают старые машины.
Конечно же, «восьмерки» не вечны и рано или поздно уйдут в небытие. А что дальше? Может, приспособят для кросса «Калину» или увидим здесь иномарки – их можно купить прямо в готовом к старту виде за рубежом. Вопрос в том, сколько еще ждать, учитывая, что технический прогресс оказался тесно связан с личным кошельком.
ПРОГРЕСС О ДВУХ КОНЦАХ
Заметное оживление наблюдается, пожалуй, лишь в классе багги с 1600-кубовыми моторами – Дивизионе 3А (новое название тоже совпадает с принятым в европейской классификации). Здесь разрешили оснащать машины любыми двигателями, тогда как раньше допускали только вазовские. Гонщики ринулись покупать импортные силовые агрегаты, а Станислав Садовников приобрел даже машину у призера чемпионата Европы чеха Иржи Свободы – уралец теперь среди лидеров и фаворитов чемпионата.
Таких счастливчиков пока немного. Многократный чемпион страны челнинец Валентин Николаев, самарец Юрий Кузмичев, Сергей Буркалов из Новокузнецка денег на новые моторы не нашли и сразу оказались на вторых ролях. Надолго ли у них, привыкших к подиумам, хватит интереса к чемпионату? А если они уйдут, то багги-1600 рискует повторить участь старшего, 4-литрового класса: здесь состоялась только одна гонка из трех запланированных, а очки заработали всего четыре пилота.
Немногим лучше дела в Дивизионе 2 – легковушек с параметрами «2 л, турбо, 4х4» в стране мало. Даже десять машин в заездах набирается не всегда. Илья Резниченко стартовал в чемпионате дважды – у 500-сильного «Форда-Пума» и опытного пилота (Илья – призер чемпионата Европы) конкурентов не было. К счастью, он оживил интригу, отправившись вместо третьего этапа на европейское первенство в латвийскую Бауску. Так что в Дивизионе 2 претендентов на золото, по меньшей мере, четверо.
Если смотреть на Европу, то там автокросс – удел не мощных заводских и клубных команд. Это спорт, если угодно, энтузиастов, причастных к автомобильному делу. По выходным стартуют в гонках, в будни торгуют запчастями к машинам, ремонтируют их, занимаются тюнингом, командуют бензоколонкой. По-видимому, таким путем будет развиваться и наш автокросс. Посмотрим…