Когда же полис "позеленеет"?

Когда же полис "позеленеет"?

За какие-то три года мы прошли путь от щенячьего восторга («наконец-то на наших дорогах отношения станут цивилизованными!») через полное ее отрицание и призывы отменить «грабительскую автогражданку» до принятия системы как рабочего инструмента. Который, естественно, требует доработки. Это сегодня, кажется, понимают все – от рядовых автолюбителей до депутатов. Озабочены улучшением имиджа российского страхового рынка и сами страховщики. Вслед за предложением внедрить прямое взаимное урегулирование убытков между страховыми компаниями (ЗР, 2006, № 2) они подняли вопрос о вхождении в международную систему «Зеленая карта» (Green Card). Кстати, этот страховой полис действительно традиционно печатается на бланке зеленого цвета.

Почему возникла проблема – понятно: россияне все чаще выезжают на своих автомобилях за пределы родины, но пересечь границу без этого документа невозможно. «Зеленая карта» – это полис обязательного страхования автогражданской ответственности на территории 44 стран, куда входят практически все государства Европы, а также Турция, Тунис, Израиль, Иран, Ирак, Кипр, Марокко, Мальта. Увы, Россия пока что не член этой международной системы – полисы ОСАГО российских страховых компаний не защитят нас, если ДТП произошло за границей по нашей вине. Да и вообще жителя РФ на своем автомобиле без такой зеленой бумажки не пустят в Европу! Приходится покупать документ у болгарских, польских, немецких, финских и прочих зарубежных компаний через офисы российских страховых фирм, в этом случае выступающих в качестве посредников. Владелец автомобиля за такую «услугу» доплачивает комиссию. В результате дорого (от 20 евро за 2 недели) и неудобно.

О вступлении России в международную систему впервые заговорили три года назад, когда только вводили ОСАГО. На деле все оказалось не так просто. Самое главное – страховые лимиты ответственности. Размер выплаты здесь определяется в соответствии с законодательством конкретной европейской страны, так что начисленные суммы могут оказаться неподъемными для многих наших страховщиков. Например, в Германии лимит по нанесению ущерба имуществу достигает 15 млн. евро, а жизни и здоровья – вообще неограничен. Потянет ли такие расходы небольшая российская компания (таких среди полутора сотен, работающих в системе ОСАГО, немало)?

С учетом этого во всем мире действует так называемая система перестраховки под контролем национального бюро. Создано такое и у нас, но система еще не отлажена и сколько на это понадобится времени – неизвестно. Возможно, сроки, как всегда у нас, надолго затянутся. К примеру, год назад страховщики предложили ввести правило прямого взаимного урегулирования убытков («европейский протокол»), но действующее законодательство по-прежнему не позволяет это сделать в полном объеме. Нет и единой базы данных по страховым компаниям. Так что, как говорится, «работа над внедрением программы продолжается»...

Сами страховщики уверены: вступление России в международную систему «Зеленая карта» необходимо – мы, кажется, единственная страна в Европе, которая еще не вошла в этот договор. По планам это должно произойти к началу 2008 года.

Пока этого не случилось, российские полисы ОСАГО разрешили продавать на украинской территории (наш сосед уже год член международной системы автострахования «Зеленая карта»). В свою очередь, с прошлого года российская Федеральная служба страхового надзора разрешила продажу «зеленых карт» украинской «автогражданки» на своей территории через компании, работающие по агентским соглашениям. В общем, это удобно автомобилистам: полис можно купить не только на границе, а практически в любом российском или украинском городе. Да и очереди на пунктах перехода станут, наверное, поменьше.

Поправка В статье «Посягают на «грабительский»…» (ЗР, 2006, № 4) страховая компания МРСС ошибочно причислена к разорившимся. В действительности речь шла о том, что одна из разорившихся брокерских страховых компаний незаконно торговала ее полисами ОСАГО. Сама же МРСС имеет действующую лицензию и осуществляет свои обязательства в полном объеме. Приносим свои извинения.

Подпишитесь на «За рулем» в