Путешествие. Лучше раз увидеть!
– Вы уж там будьте осторожны! – предупреждали коллеги и родные, провожая нас в путь. – Без нужды в людных местах по-русски не говорите!
Польша территориально – одна из самых близких к нам европейских стран. С 2004 года – член ЕС. По трассе М1 от границы РФ до границы РП – всего около 500 км отличной дороги через союзную Белоруссию. Это избавляет от необходимости получать транзитную визу, но все дорожные сборы с «союзников» братья-белорусы берут исправно. В польском посольстве в Москве (ул. Климашкина, 4) по телефону (495) 231-15-51 и 231-16-00 круглосуточно предоставляют информацию о визах. Одноразовая стоит 14 долл. Гражданам РФ для проезда через Польшу в страны Шенгенского договора, Чехию и Словакию (при наличии визы этих стран, разрешения на временное проживание или вида на жительство) виза не нужна.
За семь дней путешествия мы проехали на редакционном «Рено Символ» по дорогам трех стран около 3000 км, на что затратили 410 литров бензина. В то время средняя цена 92-го в России составляла 17 рублей, в Белоруссии – 22 (там на крупных АЗС можно расплачиваться любой валютой). В Польше бензин марки «супер» стоил 5,2 злотых (1 доллар равен 4,1 зл.).
Для въезда в Белоруссию ни виз, ни других документов, кроме обычных, не требуется. С 1 ноября по 31 марта на всех транспортных средствах и в светлое время должен быть включен ближний свет. За нарушение – штраф. Плата за транзит по республике – 20 долл. Естественно, для поездки в обе страны нужна страховка на автомобиль – европейская «зеленая карта» (примерно 20 долл.). Если ее нет, в Белоруссии штраф 200 долл., а в Польшу и вовсе не пустят.
По нашим меркам, в Белоруссии отличные дороги, особенно от российской границы до Бреста. Эта магистраль платная, но стоит удовольствие всего 30 российских рублей. Разрешенная скорость – 130 км/ч. К сожалению, заправок мало. Бензин по сравнению с российским недешев (в пересчете на наши деньги 22–24 руб. за литр АИ-92). На основных трассах берут любую валюту – российскую, белорусскую, доллары, евро (вывешены ценники), а чуть в сторону – только национальную. Какую-то сумму лучше поменять прямо на границе. Указатели на белорусском языке могут удивить не только гостей, но и местных жителей. Что, например, стоит за названием населенного пункта IЎЕ? Оказывается, это бывший райцентр Ивье…
Совсем не порадовала белорусско-польская граница. Очередь машин в Бресте показалась не слишком большой; правда, стояли они в шесть рядов. Но это был лишь первый этап, так называемый «отстойник»; чтобы его преодолеть, по словам бывалых, требуется 10–12 часов. В лучшем случае… Впереди еще один «отстойник» и сам пограничный переход. В общем, говорят, потратить здесь сутки – обычное дело. А «виноваты» цены на бензин – в Белоруссии почти в 2 раза дешевле, чем в Польше. Самый распространенный бизнес у поляков и белорусов – залить полный бак в Бресте, чтобы тут же, в ближайшем польском населенном пункте слить бензин – и назад.
Перспектива простоять сутки в очереди местных «бизнесменов» нас не радовала. Мы решили выяснить, нельзя ли как-то побыстрее. Оказалось, очень даже можно. За 160 долл. местный житель по имени Валера охотно взялся помочь. На стареньком «Мерседесе» он сопроводил нас до соседнего небольшого погранперехода, объехал по узкой встречной полосе километровую очередь (и мы за ним!), где перед самым терминалом нас уже ждал улыбающийся прапорщик. Бумажка в 20 долл. (из оговоренных 160) перекочевала к нему в карман, и перед нами гостеприимно поднялся шлагбаум…
Еще полчаса ушло на оформление документов и пересечение границы. Если белорусам машина с московскими номерами была явно безразлична, то польские таможенники и пограничники немного «порезвились». Видимо, помнили про «напряженные отношения». Потребовали показать, как работают у нас стоп-сигналы, дворники, есть ли аптечка и т.д. Потом офицер минут на двадцать исчез вместе с нашими документами и так же внезапно материализовался – вернул бумаги и пожелал счастливого пути. Впрочем, каждый «бензовоз» оформляли и проверяли куда дольше и дотошнее…
По сути, это был единственный неприятный момент за время путешествия. Дальше нас ждали хорошие польские дороги, приветливые местные жители, которых совершенно не раздражала русская речь (а многие даже пытались вспомнить что-то из школьного курса), замечательная кухня, симпатичные гостиницы и низкие цены. Разрешенная скорость движения по городу здесь 50 км/ч, за городом – 90, на магистралях – 110 или 130 км/ч. Штрафы немаленькие: езда без ремней безопасности – 70 злотых, разговор по телефону во время езды – 100, превышение допустимой скорости – 50–500 злотых, проезд на красный свет – 500.
Наш маршрут пролегал по центральной, северной и восточной частям страны, где сосредоточены известные памятники истории и культуры, которые мы хотели посмотреть, а в иных даже удалось и пожить. Скажем, в замке ХIV века городка Решель, где ныне недорогая гостиница. Можно снять номер «люкс», который занимает все три этажа сторожевой башни, и почувствовать себя странствующим рыцарем.
О том, что нам удалось посетить и увидеть, рассказывают фотографии.