Платишь за временное пользование

Платишь за временное пользование

Из всех иностранных слов, вошедших в наш обиход с новыми рыночными отношениями, лизинг, пожалуй, наиболее загадочное. На самом деле это – обычный финансовый инструмент, такой же, как, скажем, уже привычный для всех кредит.

Вместе с тем, у автомобильного лизинга есть преимущества, благодаря которым приобретать автомобили в последние годы становится своего рода нормой для определенных категорий покупателей. И официальные дилеры крупнейших автопроизводителей, естественно, такую услугу для своих клиентов активно продвигают.

КРЕДИТ И ЛИЗИНГ

На первый взгляд покупка автомобиля в кредит или в лизинг схожи – и в том и другом случаях оплата не единовременна, а растянута на месяцы и годы. При лизинге высвобождается оборотный капитал компании, который можно направить на другие инвестиционные проекты. Привлекательность лизинга и отличие его от кредита в том, что эти платежи относят на затраты компании и сокращают ее налогооблагаемую базу. При этом в них могут быть включены затраты на обслуживание, установку дополнительного оборудования, например, охранной, навигационной или аудиосистем. Кроме того, в лизинге используется повышенный коэффициент амортизации автомобиля (до трех), что позволяет экономить на налогах на имущество.

Еще одно преимущество: у покупателя не требуют дополнительный залог. Гарантией того, что клиент не нарушит сделку, служит собственно автомобиль. Кроме того, машина находится на балансе лизинговой компании и не влияет на балансовые показатели тех, кто этой машиной реально пользуется. Для них предоставляется комплекс дополнительных услуг, которые также включают в стоимость платежей. У многих крупных и надежных клиентов лизинговых фирм процент удорожания (лизинговый процент) примерно равен процентным ставкам по кредиту. А все остальные «плюсы» – сверх того.

Оговоримся – обычный клиент, то есть лицо физическое, вряд ли станет приобретать машину в лизинг. Это, в первую очередь, услуга для тех, кому нужен пусть и небольшой, но свой автопарк.

– Конечно, корпоративный клиент может приобрести в лизинг и один автомобиль, – рассказывает руководитель рекламной службы компании «Ника-Моторс» Вера Самойлова, – это не принципиально. Но все равно ему придется воспользоваться услугами какой-то из лизинговых компаний. Мы, как официальный дилер, работаем с ними, и они заключают непосредственно договоры с клиентами. Наша задача – лишь предоставить автомобиль по контракту.

Компания «Дженсер» (официальный дилер «Кадиллак», «Шевроле», «Форд», «Ниссан», «Опель», СААБ, «Хаммер») также сотрудничает с крупными лизинговыми компаниями. Интерес дилера тут понятен – все финансовые риски он по существу перекладывает на компанию-партнера. А вот чем хорош лизинг для клиента?

Финансовый директор «Дженсера» Игорь Пономарев считает, что покупателей привлекают налоговые льготы: машина находится в собственности лизинговой компании, которая выплачивает часть налогов. К тому же не каждая фирма может быстро получить кредит на покупку машин, а если это и не является препятствием, то далеко не все хотят «портить» свой баланс кредитами. Особенно существенно это для малых предприятий. Что касается средних и крупных, то выбор в пользу лизинга зачастую определяется размером автопарка: чем больше берешь автомобилей в лизинг, тем выше экономия по налогам. И, конечно, нельзя забывать о том, что корпоративным клиентам обычно предоставляют специальные цены на приобретение лизинговых автомобилей.

Итак, должно быть понятно, в чем главное отличие лизинга от кредита. Хотя и то, и другое предусматривает рассрочку платежа – в первом случае автомобиль до окончания выплат остается собственностью компании, во втором – формально уже принадлежит клиенту.

КАК ВЗЯТЬ АВТОМОБИЛЬ В ЛИЗИНГ?

В последние годы предельно упрощаются правила работы с клиентами: достаточно заявки и минимального пакета документов. Решение принимается быстро: от одного часа при покупке одного автомобиля до трех дней при заказе на сумму более 100 тысяч долларов. После подтверждения готовности финансировать сделку «лизингополучателю» (так он именуется в документах) остается только подписать договоры, перечислить сумму аванса на счет лизинговой компании и забрать выбранный автомобиль (автомобили) у дилера.

КАК ВЫБРАТЬ КОМПАНИЮ И ВИД ЛИЗИНГА

– При выборе лизинговой компании, – считает генеральный директор «Столичной лизинговой компании» Алексей Пегов, – следует ориентироваться не только на стоимость предоставляемых услуг, но и на другое. Например, стоит выяснить, как быстро будут рассматривать вашу сделку, возможен ли индивидуальный подход к клиенту. Нередко бывает, что наиболее выгодные по цене условия оборачиваются дополнительными комиссиями, значительными сроками рассмотрения и оформления. Далеко не все компании готовы работать с предприятиями малого и среднего бизнеса, тем более индивидуальными предпринимателями, гарантируя им тот же спектр услуг, что и крупным корпоративным клиентам.

Обычно компании, предоставляющие автомобиль в лизинг, предлагают услугу, называемую «финансовый лизинг с выкупом машины по окончании договора». Срок лизинга в таком случае может длиться до трех лет, аванс – от 10 до 20%, но при этом обычно не допускается досрочное прекращение договора по желанию одной из сторон. Это один вид лизинга.

Другой вид – оперативный. По сути – это аренда с возможностью возврата автомобиля. В таком случае договор будет заключен сроком до двух лет, а аванс может и вовсе не потребоваться. При этом все, что связано с поставкой и эксплуатацией автомобиля, берет на себя лизинговая компания. После окончания действия договора предоставляется возможность выкупить в собственность автомобиль по остаточной цене, определенной заранее. Хоть сто рублей!

Плюсы оперативного лизинга: возможность замены автомобиля на новый после окончания срока действия договора и продление срока новым договором. Кроме того, вам не нужно обзаводиться собственным автохозяйством и нанимать в штат сотрудников. Ну и что самое привлекательное – ваш парк автомобилей постоянно обновляется.

Впрочем, каждый определяет сам, какой тип договора выбрать. Тем более что лизинг, несмотря на странноватое для русского уха название, оказался очень полезной вещью…

Подпишитесь на «За рулем» в