Mazda 2: Горожанин
Сергея выбрали на этот тест не случайно. Во-первых, актеры с Малой Дмитровки долгое время были дружны с еще одной организацией имени комсомола – АЗЛК. Во-вторых, именно на сцене этого театра была поставлена в начале семидесятых годов прошлого века пьеса «Автоград ХХI» о тружениках Волжского автозавода.
В обычной жизни Сергей управляет изделием японского автопрома (кстати, восемь из девяти авто в послужном списке актера – той же национальности), название которого можно перевести на русский язык как «сухопутный крейсер». Любовь актера Степанченко к большим полноприводным авто из Страны восходящего солнца сформировалась под влиянием двух причин: в прошлом он занимался борьбой и не каждое авто ему впору (фигурой Сергей напоминает сумоиста), вдобавок наш нынешний тест-пилот учился во Владивостоке.
Всем хорош большой джип, но его надо парковать, заправлять, мыть, и все это за почти двойную цену по сравнению с городскими малолитражками. Мы вызвались подобрать любимому актеру достойную альтернативу на каждый день. Оказалось, городское авто, по Сергею, должно выглядеть примерно так: вместительная машина («я все-таки ростом 189 сантиметров, ну и чтобы еще кто-то мог сесть в машину помимо меня»), желательно новой модели. Этим требованиям отвечает добрый десяток моделей, но лучше всего, на наш взгляд, им соответствует победительница зарулевского Гран-при «Мазда-2». Очень любопытно было сопоставить выбор читателей журнала с оценками Сергея Степанченко.
Встречу назначили у театра. И хотя мы знали, что наш герой мужчина видный, все равно слегка опешили: он надвигался на нас, словно большой вседорожник. Впрочем, о такой автомобильной технике на три дня можно было забыть, так как Сергею предстояло пересесть за руль абсолютно другого по концепции авто.
– Здравствуйте, это она? – Пол-улицы открыло рты вместе с нами, глядя на актера, что называется, живьем, пока тот с не меньшим интересом разглядывал «Мазду-2». – Ну, давайте ключи, будем знакомиться.
Автопробег по маршруту театр – дом – киностудия – дом – дача – театр стартовал 27 марта, в Международный день театра.
– Знаете, я первое время чувствовал себя словно в аквариуме, – начинает Сергей рассказ о своих трехдневных впечатлениях и улыбается. – Устроился в ней – мама родная! Вровень с дорогой сижу, непривычно-то как! Ветровое стекло почти на середине крыши заканчивается; кажется, будто люди норовят заглянуть в салон. А там такой здоровый дядя!.. И я им мысленно: «Граждане, вы извините, это вторая машина у меня, а первая-то нормальная...» Барышни наши из театра вышли на меня посмотреть тем вечером, а я так лихо припарковался по соседству! Машина-то меньше 4 метров в длину, так что еще и место для выезда осталось. На моем вседорожнике такого точно не получилось бы.
Здесь прервем повествование Сергея и сверим его мнение с оценкой читателей. В графе «Практичность» за «Маздой» первое место среди одноклассников.
Очутившись за рулем почти вровень с дорогой, наш тест-пилот выразил понятное опасение: «Слушайте, а железо-то у нее тоненькое, в районе задних стоек продавить пальцем можно!». С другой стороны, эта малявка до отказа нашпигована средствами активной безопасности. Помимо подушек безопасности у нее ABS с EBD, система усиления экстренного торможения, противобуксовочная система, а также устройство динамической стабилизации. Обманчивой оказалась и теснота салона: как только Сергей отрегулировал руль и кресло под себя, мы попросили его выполнить стандартную процедуру – сесть на заднее сиденье за водительским, «сам за собой».
– И как вам? Поместились?
– Ну-у, – большой человек поерзал, затем на его лице появилась та самая улыбка, по которой узнают его экранных очаровательно-чудаковатых недотеп, – какое-то время проехать вполне можно.
Задний диван «двушки», кстати, один из самых удобных в классе, что отметили и наши редакционные испытатели. А если принять во внимание, что на адаптацию к органам управления у Сергея Степанченко ушло минут десять, можно сказать, что и в упражнении «комфорт» его оценки почти совпали с читательскими. «Почти» потому, что алгоритм работы климат-контроля он понял не сразу. А еще не понравилась форма выступа передней панели, из которой торчит селектор автомата. Конструкция имеет форму усеченной трапеции, отчего правая нога нашего героя с трудом отыскала комфортное положение.
Удивительно, но за достаточно насыщенную кино- и театральную жизнь Сергей пока не получал ролей, в которых мог бы раскрыться как классный пилот. А ведь водит он и в самом деле неплохо – в этом я убедился во время поездки по Москве в поисках кусочка чистого асфальта для фотосессии (дело было в слякотном марте). Он вез нас без манерного лихачества, вспоминая, как в одной картине сыграл рокера на мотоцикле: «Ребята из массовки настоящими рокерами были – и ничего, признали своим». А еще он рассказал, как мужественно маленький золотистый «горожанин» со стилизованной буквой М на радиаторе боролся со снежной колеей за городом, по дороге на дачу в один из дней тест-драйва. Вот это был действительно драйв! Сергей вытаскивал из снежного плена «япончика»-подкидыша своим большим личным «японцем».
– Так ведь сам виноват – просил же городской автомобильчик, а его 15 сантиметров дорожного просвета более чем достаточно только в мирной жизни, – заметил он.
На этой фразе мы заулыбались, представляя, как Сергей выручал «Мазду» из русского плена, но тут на жизненном пути машины нарисовались трамвайные рельсы и нас тряхнуло. Несильно.
– А вот я заметил, – тут же сообщил наш пилот, – подвеска-то у нее крепкая, собранная. И вообще машинка какая-то верткая. У дочки «Фольксваген-Джетта», так по ощущениям эта «кнопка» побойчее будет. Пока по трассе на дачу ехал, даже понравилось.
Всеми этими лестными эпитетами Сергея «Мазда» обязана 1,5-литровому бензиновому двигателю, в котором применена система регулирования фаз газораспределения. Мотор, в свою очередь, делится «радостью» с великолепно настроенной подвеской и трансмиссией. Да и читатели, оценив ездовые таланты «Мазды», отдали ей по этому показателю второе место среди всех малышей. Неплохо, весьма неплохо.
Кстати, что касается кнопок, то их и в приборах, и в различных переключателях куда больше, чем простых рычагов и тумблеров. МР3-магнитола включается легким нажатием на круглую пимпочку. Хотя, раз наш герой привык к «японцам» (эту любовь он, кстати, сумел привить и некоторым коллегам по сцене), то удивить его чем-то в интерьере «Мазды-2» было почти невозможно. Дом родной, а не машина! Даже дизайн, не самый яркий козырь этих авто, здесь соответствует общему хорошему настроению. Куда ни сунься, найдешь, что искал. Особенно привлекает внимание открытый карман, вмонтированный в крышку бардачка.
«Мазда-2», получившая по сумме баллов за инновации читательское признание и первое место, заслужила поощрение и от нашего испытателя. В минусы актер записал маленький багажник да неудобное управление подогревом сидений. А еще он поделился интересным наблюдением:
– В нашем государстве к маленьким авто отношение на дороге, мягко говоря, прохладное. Для такой машины нужна интеллигентная страна. – Сергей впервые за все время разговора не улыбается, он абсолютно серьезен. – Народ за рулем уж больно неуравновешенный. Три дня поездишь на таком малыше, и дорога предстает совсем не такой, как из окна большого вседорожника. Так что, если журнал выступает за пересаживание на маленькие авто, надо не с меня начинать. – И вот опять знакомая улыбка. – Просто я иногда всю семью загружаю и мы вместе едем куда-нибудь.
По результатам отчета Сергея о трехдневном вояже на маленькой «Мазде-2» выходило, что такой автомобильчик обречен на роли второго плана, но никак не первого. И дело тут не в свойстве человеческой натуры с емким названием «понты».
– Маленький автомобиль в наших городах – это осознанная необходимость, а не нечто, принимаемое лишь потому, что не хватило на большее, – подытожил Сергей.
Характерная деталь: из пяти конкурсантов Гран-при в малом классе по критерию «престиж модели» «Мазда-2» тоже заняла второе место. Выходит, опять попадание. Вообще, многие оценки Сергея совпали с мнением читателей ЗР. Машина почти идеально вписывается в нишу городского компакта. Одна топливная экономичность чего стоит: за три дня при интенсивных разъездах Сергей заправлял 43-литровый бак всего раз, а средний расход составил менее 7 литров на сотню.
– Вот если дочери такую приобрести, когда подойдет время со старой машиной расставаться, – предположил Сергей. Увы, как единственное средство передвижения городской компакт «Мазда-2» герою «Смотрин» не подошел.
– Она хоть и удобная, но для меня так и не стала родной, – заметил Степанченко, расставаясь с нами и золотистым японским горчичником на колесиках.
От места фотосъемки до театра Сергея уже вез я, а он, включив телефон, отвечал на многочисленные звонки: мол, пока занят с ребятами из журнала «За рулем». «Чего-чего, машину испытываю», – важно пробасил в трубку, а потом хитро посмотрел на меня:
– Слушайте, есть один большой немецкий вседорожник, любопытно было бы взглянуть на него поближе.
Что же, городские романы не всегда заканчиваются свадьбой. Но привязанности и воспоминания остаются надолго, порой на всю жизнь.