Холодный расчет
Важно, что с недавних пор при модернизации старых и создании новых моделей французские шинники учитывают российскую специфику: анализируют поведение покрышек на наших дорогах и вносят соответствующие коррективы в общий проект. Такое серьезное отношение к рынку не может не сказаться на результате.
В прошлом году «Мишлен» представил шипованную шину нового поколения X-ICE NORTH для легковых автомобилей (ЗР, 2005,№ 8, с. 170). В этом сезоне появился ее вариант для полноприводных авто, популярных в России, а также нешипуемая зимняя шина для легковушек – ALPIN 3. Оценить поведение новинок мы смогли на снежно-ледяных трассах полигона в подмосковном Дмитрове. Но сначала несколько слов о конструкции покрышек.
ЗНАК ЗОРРО
Z-образные разрезы – фирменная особенность протектора новых шин. Мелкие ламели имеют волнистый профиль сразу в двух плоскостях, хорошо сцепляясь под нагрузкой. При движении по снегу «щели» раскрываются, «вгрызаясь» в него; на льду работают извилистые ступенчатые кромки, а при больших нагрузках (на асфальте) исчерченные разрезами шашки превращаются в «монолит», повышая устойчивость и точность управления автомобилем. Ведь зимние шины рекомендуется устанавливать не с первым снегом, а заранее, едва столбик термометра опустится ниже 7°С: уже в этих условиях жесткие летние шины проигрывают мягким зимним почти по всем показателям.
Лучшему сцеплению с дорогой способствует и добавление подсолнечного масла в резиновую смесь ALPIN 3. Насколько уменьшился тормозной путь – покажут наши тесты, но, по данным компании «Мишлен», при торможении с 60 км/ч на мокрой дороге в момент остановки машины, обутой в «Альпин 3», автомобиль на шинах конкурентов еще сохранит скорость 21 км/ч.
LATITUDE X-ICE NORTH в целом повторяет базовую прошлогоднюю шину и использует ту же технологию двунаправленных волнистых ламелей, что и «Альпин 3». Шипуют ее только в заводских условиях, обеспечивая завидное постоянство выступания рабочей части шипов: высота 95% «гвоздей» – 1,2 мм, а общий диапазон составляет 0,9–1,5 мм. Хотя каждые 0,1 мм выступания шипа уменьшают путь до остановки на 3%, большинство производителей ограничивают их высоту 1,0 мм, иначе резко возрастает риск потери шипов. Чтобы преодолеть это ограничение, «Мишлен» разработал их двухслойное крепление: фланец удерживается нижним, более жестким слоем резины, а цилиндрическая часть шипа охвачена сравнительно мягкой, но стойкой к истиранию (за счет кремниевых добавок) смесью. При этом удалось снизить и общую длину шипа, а значит, и его массу.
РУССКИЕ ГОРКИ
Для вседорожников мишленовцы приготовили на полигоне довольно быструю трассу: «змейка», торможение в коридоре, серия поворотов, разгон и «переставка». Автомобили разные – от напичканных электроникой комфортных «фольксвагенов-туарегов» до «рабочих лошадок» «мицубиси-L200». Больше всего поразила быстрая реакция шин при «переставке»: поведение на снегу почти такое же, как на мокром асфальте – скользко, но предсказуемо и очень надежно. А вот на торможении нужно быть осторожным: многое зависит от состояния льда – с набившимся под шину мелким крошевом после предыдущих торможений справятся разве что гоночные «гвозди».
Для «Альпина» приготовили другую трассу – торможение на извилистом спуске и разгон на подъеме. Вторая часть – трудное испытание для переднеприводного «Опеля-Астра». Но уже при небольшой пробуксовке шина мгновенно очищается, поэтому зацепиться за укатанный снег удается раньше, чем он переплавится в лед. На торможении тоже никаких сюрпризов. Даже на заблокированных колесах минимальная управляемость сохраняется да и дозировать торможение легко: чтобы колеса вновь зацепились за снег, нужно лишь слегка отпустить педаль. Другие шины порой моментально «замыливаются».
Жаль, не удалось оценить поведение новинок на чистом асфальте. Впрочем, Россия – не Европа, у нас выметенные до асфальта зимники скорее приятное исключение, чем правило. А посему лучшая страховка от неприятных сюрпризов – обувь по сезону.