Заложники прогресса

Заложники прогресса

РОССИЙСКИЕ УМЕЛЬЦЫ ВОЗВРАЩАЮТ ЖИЗНЬ

Конечно, поршневой двигатель еще долго останется таковым по сути – и с этой точки зрения чрезвычайно традиционен. Но техника, технология, да и вообще наука на месте не стоят – современные двигатели во многом разительно отличаются от своих предшественников. Подтверждение тому находим в могучем потоке иномарок, буквально захлестнувшем Россию и сильно расширившем кругозор наших автолюбителей. Однако о многих особенностях новой техники автовладельцы имеют довольно туманное представление – впрочем, как и их коллеги где-нибудь в Германии, Франции и т.д. Что ж, в конце концов большинство покупает автомобиль не для того, чтобы углублять познания в технике, а для использования по прямому назначению – ездить. Сложные технические проблемы призван решать сервис. Но мы в России, увы, на каждом шагу сталкиваемся с теми или иными «местными особенностями». Разговоры о безобразном топливе, поддельных маслах, антифризах, тормозных жидкостях нескончаемы – а много ли подвижек к лучшему?!

Наша беседа – в известном смысле предупреждение владельцам современных дорогих автомобилей: заправляясь топливом, меняя масло и т.д., относитесь к этому со всей серьезностью. Шутки, от которых мало страдает мотор дедушкиной «Волги», вам могут влететь в копеечку!

Для двигателей современных иномарок наиболее характерны алюминиевые блоки цилиндров – ведь автомобиль должен быть легче, динамичнее, меньше расходовать топлива. Но эти моторы мало похожи на известные нам отечественные.

«Мокрые» чугунные гильзы – давно перевернутая страница истории. У вашего двигателя может быть алюминиевый блок с залитыми чугунными гильзами и даже чисто алюминиевый! Например, из так называемого алюсила – алюминия с высоким содержанием кремния, придающего необходимую износостойкость. Еще один вариант – алюминиевый блок, в котором на рабочие поверхности цилиндров нанесено специальное износостойкое покрытие (никасил и т.п.). При правильной эксплуатации эти двигатели живут не меньше самого кузова. Однако российские реалии явили миру иные примеры. Задранный из-за плохой смазки никасил – конец двигателю! Никаких традиционных видов ремонта – с расточкой, подбором увеличенных поршней и т.д. – производитель не предусматривает. Западные фирмы уже научились работать с российскими потребителями без ложного либерализма – теперь запоротый мотор по гарантии не заменят. Ездил, мол, на низкокачественных ГСМ – вот и плати за ремонт.

Как показал накопленный опыт, слухи об исключительной надежности иномарочных двигателей в российских условиях… все же преувеличены. Вот, например, характерная болячка моторов «Фольксваген»: в случае перегрева или после работы на плохом топливе, с детонацией, возникают трещины алюминиевых перемычек между цилиндрами. На двигателях «Тойота» 2,4 л вследствие перегрева часто рвутся резьбы в отверстиях блока. Нередко способствуют этому иные любители затягивать болты намертво. У двигателей «Исудзу» свои слабости: нередко в цилиндрах оказываются частицы керамики от убитого нейтрализатора, будто туда песок насыпали. Увы, таков наш бензин…

На дизельных двигателях плохое топливо с примесями (вплоть до воды!) частенько оборачивается трещинами в предкамерах. Случаются трещины в коленвалах – обычно, если двигатель стучал. И прямо-таки бич моторов, побывавших в руках неаккуратных механиков, – грязь, абразивные частицы в трущихся парах: мойку деталей перед сборкой кое-кто считает излишней!

Как же выглядит ремонт с точки зрения западных фирм? Обычно владельцу предлагают заменить комплектом блок цилиндров и коленвал в сборе с шатунами, поршнями и т.д. А некоторые пошли дальше: какой-нибудь скромный двигатель V12 меняют только целиком!

Этот технический абсурд у нас немногих устроит. Вот и появляются в России предприятия, готовые вернуть к жизни то, что на Западе ремонту не подлежит. Для этого разработаны и доведены до совершенства собственные технологии. К примеру, блоки цилиндров с задранным слоем никасила растачивают, затем нагревают – и запрессовывают охлажденные в жидком азоте гильзы из модифицированного чугуна. После этого гильзы растачивают под поршни с последующим хонингованием и финишной обработкой. Конечно, тут есть свои тонкости. При любом температурном режиме двигателя гарантирована посадка гильз в блоке с оптимальным натягом, а соответствующие размеры и допуски на них – ноу-хау предприятия. Необходимые для ремонта гильзы закупают за рубежом.

О других тонкостях восстановительных технологий поговорим в будущем.

Благодарим ООО «ХОНСЕРВИС»

за помощь в подготовке статьи.

Подпишитесь на «За рулем» в