Тест-ремонт Skoda Fabia (1994–2007): Копия верна
НЕМЕЦКИЕ ТРАДИЦИИ
Построенная на платформе «Фольксвагена-Поло», «Шкода-Фабия» переняла у «немца» не только узлы и агрегаты. Открыв капот «чешки», сразу замечаешь, что модель первого поколения построена в лучших традициях «ауди-фольксвагенов». Европейская школа! Взять, к примеру, фары. Замена лампочек предельно проста: отстегиваем две защелки и снимаем лючок. Через открывшийся проем и доступ, и обзор вполне удобны. Кстати, лючок выполнен из прозрачного пластика, что позволяет найти защелки даже в темноте благодаря рассеянному свету уцелевших лампочек. С поворотником тоже без церемоний – поворачиваем за удобный держатель большой белый патрон (он со скользящими контактами) и вынимаем его из корпуса вместе с лампой – проще, наверное, не бывает.
Для замены ламп противотуманок потяните облицовки фар на себя (по ходу авто) – через образовавшиеся проемы легко добраться к их тыльной стороне. И не беда, что изнанка обычно в грязи – при столь удобном доступе можно работать хоть во фраке без риска испачкаться.
С задней оптикой тоже легко сладить. Для доступа к фонарю высвобождаем два фиксатора обивки багажника, потянув ее вниз, и, отогнув в сторону, вынимаем из фонаря планку с лампами. Для этого нужно сдавить две защелки сверху планки и потянуть ее по ходу авто.
А вот линейку светодиодов в третьем «стопе», как ни старались, без потерь не поменяли – сломали два фиксатора внутренней накладки пятой двери. Казалось, не велика беда – на оставшихся целыми пяти фиксаторах накладка будет уверенно держаться. Но спецы приуныли: теперь, мол, клиент приедет с жалобой на невесть откуда появившиеся «сверчки». А если бы накладку снимали на морозе, потерь понесли бы больше. Одно радует: замена линейки – крайне редкая операция. Светодиоды-то, по сути, вечные.
Не припомнят дилеры и обращений по поводу перегоревших лампочек повторителей указателей поворотов – тех, что на крыльях. С одной стороны, это отрадный факт, а с другой…. Рано или поздно лампочка перегорит и заставит вас искать в дорожном наборе шлицевую отвертку. Без нее сдернуть колпачок фонарика крайне трудно.
Не обойтись без инструмента и при замене лампочек подсветки номера – нужен «Торкс-20» для пары саморезов, крепящих рассеиватель.
Тем не менее «Фабия» демонстрирует продуманность конструкции. Вот вам, господа конструкторы (прежде всего корейские), пример удачной компоновки оптики!
НА ТРОИХ
Самые популярные моторы – трехцилиндровые бензиновые AWY и AZQ, 6- и 12-клапанный соответственно. ГРМ у обоих приводит, казалось бы, вечная цепь. И вправду, есть счастливчики, у которых она служила по 200 тыс. км и более. Но обольщаться не стоит – первые признаки износа привода могут проявиться при пробеге 80– 90 тыс. км. Это если экономить на масле – не менять в срок, не следить за уровнем или использовать не рекомендованное производителем. А он настаивает на марке «Шелл», что, впрочем, не запрещает заливать масла, соответствующие оригиналу по вязкости и качеству.
Привод ГРМ вряд ли станете менять самостоятельно – весьма хлопотно. Если все же решитесь, вот пара советов: замените не только цепи (вторая приводит масляный насос), но также звездочки, башмаки успокоителей, натяжителей и передний сальник коленвала. Гидронатяжитель цепи ГРМ тоже нужно менять, однако если есть возможность, лучше доработать старый: рассверлите в силуминовом корпусе разбитое стальным плунжером отверстие и запрессуйте в него бронзовую гильзу. Опыт показывает, что такой натяжитель прослужит гораздо дольше, поскольку пара сталь-бронза изнашивается меньше, чем штатная сталь-силумин. А ведь от стабильности зазора в этом сопряжении, собственно, и зависит давление гидравлики, а следовательно, и долговечность цепи.
С усилием натяжения поликлинового ремня не ошибетесь – привод снабжен автоматическим натяжителем. Отводим его поворотом болта ролика против часовой стрелки. Ключ – «на 16».
При замене масла в двигателе лишь одна сложность – надо снимать защиту моторного отсека, если в ней нет отверстия под сливную пробку (такие варианты встречаются). Сама пробка под шестигранник «на 6». Не экономьте на уплотнительном колечке – на этом не разбогатеете. Дилеры рекомендуют также менять уплотнение заливной горловины– вовсе не из желания «развести» вас на лишние траты: резинка и впрямь довольно быстро дубеет и начинает пропускать масло.
Для замены воздушного фильтра сдергиваем с четырех буферов пластиковую накладку двигателя и, приподняв ее, отсоединяем от клапанной крышки шланг вентиляции картера и высвобождаем с рым-планки пластиковый фиксатор шланга. Сняв накладку, выкручиваем с ее обратной стороны пять саморезов и отделяем крышку вместе со старым фильтроэлементом. Новый иначе как правильно не поставишь – не влезет.
Меняя свечи, будьте осторожны, не сломайте пластиковую постель-направляющую индивидуальных катушек. Извлекать их из колодцев лучше при помощи маленькой монтажки или крупной шлицевой отвертки с загнутым жалом. Подведя его под корпус катушки, одновременно налегаем на рычаг и покачиваем катушку вперед-назад. Проводку отсоединять необязательно – достаточно ее освободить, отстегнув защелки трех фиксаторов. А вот колодку с датчика положения распредвала надо снять, иначе проводка помешает доступу к свече третьего цилиндра. Свечи – под ключ «на 16». Имейте в виду: катушки не вечные, так что возите с собой запасную!
КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ
Топливный фильтр расположен между бензобаком и правым порогом кузова – перед задним колесом. Поменять, не имея смотровой канавы или эстакады, сложновато. Учтите также, что на 6- и на 12-клапанный моторы идут разные фильтры, для последнего – со встроенным регулятором давления. Перед заменой сбросьте давление в топливной системе, нажав на золотник клапана в рампе. При этом зажигание должно быть выключено, а водительская дверь закрыта (иначе насос будет качать бензин). Установив новый фильтр и включив зажигание, через тот же золотник желательно выгнать воздух из топливной системы.
Для замены салонного фильтра отодвигаем пассажирское сиденье до упора назад – так удобнее работать. Улегшись спиной на пол, снимаем лючок корпуса отопителя (он ближе к тоннелю пола), сдвинув к центру два ползуна. Кассету с фильтром вынимаем, просто подцепив его пальцем за предусмотренный конструкторами усик. Свежую гофру фильтра укладываем в кассету по стрелкам сбоку кассеты и фильтроэлемента – их направления должны совпасть. Подсобранный узел вставляем в гнездо таким образом, чтобы те самые стрелки смотрели влево по ходу авто. В довершение ставим лючок и фиксируем его, раздвинув ползуны. Как видите, даже инструмент не понадобился.
Передние тормозные механизмы могут быть двух типов: с направляющими пальцами под шестигранник «на 7» и «на 6». Последние не имеют защитных колпачков, поэтому перед отвертыванием направляющих обязательно вычищаем грязь из углублений под инструмент. Иначе ключ до конца не войдет и рискуете сорвать грани болта. Вот уж тогда, поверьте, намучаетесь, извлекая огрызок. Чтобы впредь защитить болты от вездесущей грязи, подберите по размеру колпачки. Отлично подходят резьбовые пробки флакончиков из-под парфюмерии. Только надевать их надо так, чтобы заход резьбы был внизу. Внутренние и наружные колодки разные – различаются размером трехпалой пластины, вставляемой в поршень и в скобу соответственно. Вряд ли перепутаете. Излишне напоминать, что все сопрягаемые поверхности механизма надо очистить от продуктов износа и покрыть тонким слоем высокотемпературной смазки.
Задние механизмы, как правило, барабанные. Колодки здесь весьма долговечны – служат по 120 тыс. км. Но это не значит, что в тормоза вовсе незачем заглядывать. Осмотрите хотя бы для профилактики, а то ведь могут закиснуть насмерть. Если дошло до замены колодок (толщина накладок стала менее критических 1,5 мм), придется снимать ступицу. Формально гайка и колпачок одноразовые. С гайкой лучше не шутить и поменять, а вот колпачок, аккуратно снятый, можно использовать повторно, даже если он слегка деформирован – в этом случае посадочную поверхность уплотняем герметиком. Гайку затягиваем моментом 70 Н·м, а потом доворачиваем ее на 30 градусов.
Несмотря на некоторые сложности, в целом «Фабия» достойна высокой оценки за простоту обслуживания. Очень приятная машина! Интересно, что же противопоставит ей модель второго поколения? Расскажем об этом в ближайших номерах.
Благодарим компанию «Атлант-М Тушино» за помощь в подготовке материала.