Железки в алмазах
На преодоление этого сопротивления расходуется обычно до 20% энергии. Потери распределяются следующим образом: 2/3 обязаны трению в цилиндро-поршневой группе, 1/4 – в газораспределительном механизме, в остальном можно обвинить коленчатый вал и коробку передач. Автомобиль в итоге не только едет чуть медленнее, разгоняется чуть ленивее, но и пьет чуть больше бензина. Возможно, в обычной жизни все это мелочи, но только не для гоночных болидов, где десятая доля секунды может стоить победы или поражения.
Не случайно специалисты бельгийской фирмы Bekaert разработали уникальное антифрикционное покрытие в расчете, прежде всего, на заказы от гонщиков. Со временем, однако, новинка появится и на обычных авто.
Речь о так называемом алмазоподобном слое углерода DLC (Diamant-Like Carbon) и новейшей модификации покрытия Dylyn Plus. Слой толщиной 1–5 мкм имеет коэффициент трения всего 0,05 (почти как тефлон) и при этом необычайно твердый. Во всяком случае, тверже карбида и нитрида титана. Если нанести его только на кулачки распредвала и на коромысла, то расход топлива уже снизится на 1–2%! Химический состав при этом весьма прост: ничего, кроме углерода, водорода, кремния и кислорода. Все дело в построении цепочек атомов углерода. Каждая представляет собой как бы смесь тригональной (графит) и тетраэдральной (алмаз) структур. Добавки же кремния и кислорода увеличивают термостабильность и дополнительно снижают трение.
Пока формульный болид с деталями двигателя, обработанными новым методом, получается на 10–20% дороже. Но – внимание! – уже создана камера плазменного напыления объемом свыше… 3 кубометров. И вот в ней можно обработать за один прием столько мелких деталей, что их себестоимость увеличится незначительно.