Факторы интриги
Формула 1, впрочем, к середине лета тоже подтянула этот показатель до приемлемого уровня: усилиями «Феррари» вопрос о дележе титулов резко обострился. Но все-таки сравнения неуместны: в WTCC как не было с самого начала, так и сейчас нет ясности, какой пилот и какая команда возьмут верх. Фавориты шествуют по 10-этапной дистанции плотным строем, чередуя победы с поражениями и меняясь местами.
ОРАНЖЕРЕЯ – НЕ ДЛЯ НАС
Много сказано о правилах этого чемпионата, способствующих нестандартному ходу событий: весовой гандикап, «перевертыш» на стартовой решетке второго зачетного заезда, когда первую восьмерку пилотов расставляют задом наперед. Можно спорить, насколько это справедливо и спортивно – выигравшим бегунам-легкоатлетам не выдают ведь на следующий забег свинцовые кроссовки. Однако, в конечном счете, все четыре десятка (!) участников WTCC оказываются в равных условиях: сегодня балласт навесят тебе, завтра – твоему сопернику.
Но есть и другие факторы, влияющие на интригу. Формула 1, к примеру, из великого множества гоночных трасс выбирает самые лучшие – идеальный асфальт, классические зоны безопасности, трибуны не меньше чем на 100 тысяч; архитектурные излишества приветствуются. В «мировом туринге» к антуражу относятся проще. И, похоже, это осознанное отношение. Гонку чемпионата мира сочтет за особое лакомство любая трасса, но организаторы WTCC словно нарочно выбирают те, что позаковыристее, попутно стараясь охватить чуть не все части света.
Здесь тоже задействованы трассы-гранды – Монца, Маньи-Кур и «Стамбул-парк», куда же без них. Но половина ристалищ – автодромы, малознакомые аудитории формулы 1. Кто слышал о бразильской трассе в Куритибе или в мексиканском промышленном центре Пуэбла? А городская гонка в Макао, поверьте, сложностью и колоритом не уступает Монако: узковатый коридор длиной свыше 6 км с перепадом высот в «верхней», горной части около 50 м. Короче говоря, трассы, не создающие оранжерейных условий а-ля формула 1, тоже в немалой степени влияют на результат.
ТАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Действующий чемпион Энди Приоль упорно придерживается хитроумной тактики: расчетливая, прагматичная езда в первом заезде, с тем чтобы финишировать восьмым – ведь на старте второго заезда первую восьмерку пилотов «перевернут». Таким образом, ровно полсезона 32-летний британец с феноменальной четкостью набирал очки исключительно за восьмое и первое места: 10-1-10-1. Это позволяло ему пусть и с небольшим перевесом, но лидировать! Осечка произошла как раз в экзотической Пуэбле. В первом заезде БМВ чемпиона, стартовавшего десятым с отличными видами на желанное восьмое место, прозаично развернуло в повороте. Приоль потерял кучу позиций, все шансы на успех во втором заезде, а заодно и лидерство в чемпионате.
Случайность? Как учат мудрецы, все случайное – не случайно. В Мексике у гонщиков возникли претензии к качеству асфальта. Незадачливые хозяева «заведения» прямо в ходе гоночного уикенда провели экстренные дорожные работы – вещь неслыханная по европейским понятиям. Ну и вообще, сама трасса от природы, как говорится, располагает – вылетов, аварий и прочих коллизий было сверх нормы. Один из заездов пришлось остановить, чтобы извлечь из «Шевроле Лацетти» и отправить в госпиталь Роберта Хаффа, получившего травмы в столкновении с соперниками и бетонной стеной.
Титулованную «Альфу-Ромео» все вроде бы уже вычеркнули из числа претендентов на корону. Дела не клеились, ползли слухи, что итальянский завод недоволен техническим партнером – частной командой N.Technolodgy – и может вообще сезон прервать. Мексиканская гонка в одночасье изменила ситуацию. Почему-то именно здесь «альфы» неслись как ураган. Бразилец Аугусто Фарфус дважды поднялся на подиум – чудо из чудес для гонок WTCC! – разом набрал 18 очков и полностью устранил, казалось бы, безнадежное отставание от Приоля.
А у СЕАТа и БМВ привычного преимущества не было: в одной из зачетных гонок заводчан обогнал даже частник Райан Шарп на «Хонде-Аккорд» («Хонда» не заявлена в зачете марок и к чемпионату непричастна). Тем не менее «сеатовец» Джеймс Томпсон, дважды скромно финишировавший в Пуэбле пятым, стал… новым лидером в зачете пилотов. Кстати, у Томпсона тактика прямо противоположная, нежели у его соотечественника. Он не рвется к победам в заездах, лучшее достижение в сезоне – третье место. Уловили идею? Можно так, а можно эдак. Заранее неизвестно, какая тактика лучше. Правда, Приоль постоянно везет плату за красивые победы – до 80 кг балласта. У Томпсона попутного груза меньше.
Будущее WTCC выглядит безоблачным. Единственное, что настораживает – весьма пассивное отношение заводов к этому совсем еще молодому, толком не «поделенному» чемпионату мира. БМВ, «Альфа-Ромео» и СЕАТ живут здесь по инерции с момента, когда «европейский» статус поменяли на мировой. К ним удачно присоединилась «Шевроле», на ее счету тоже уже есть победы. «Форд» тихонько разведал в прошлом году обстановку и решил пока не ввязываться в битву – проигрывать негоже, а в гарантированный успех нужно слишком много вложить. Возможно, так же рассуждают и другие известные фирмы. А из тех, кто скоро решится войти в игру, все чаще называют «Мазду». Ну и, конечно же, мы помним – в WTCC направил стопы АВТОВАЗ. Доведенная до ума немецкими партнерами Lada-112, по свежим неофициальным данным, выйдет на старт двух заключительных гонок этого сезона. Lada в Макао?! Крайне любопытно посмотреть.