УАЗ и "Ладога"
ТРОФИ-РЕЙДЫ – САМЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ И ОЧЕНЬ ЧЕСТНЫЕ ГОНКИ. УСПЕХ В НИХ ЗАВИСИТ ОТ ПОДГОТОВКИ АВТОМОБИЛЯ, ОПЫТА ШТУРМАНА, МАСТЕРСТВА ВОДИТЕЛЯ И, КОНЕЧНО ЖЕ, СИЛЫ ДУХА И СПЛОЧЕННОСТИ ЭКИПАЖА. УДАЧА ТОЖЕ ВАЖНА, НО ОНА – НАГРАДА СИЛЬНОМУ.
В прошлом году мы только вкатывались в атмосферу трофи-рейдов, пробовали машину, нарабатывали опыт и с учетом его переделывали, как выяснилось, нашу очень сырую матчасть.
ДВИГАТЕЛЬ
Хороший мотор ЗМЗ-409, мощный, разгоняет УАЗ далеко за сотню, только в трофи эти достоинства вторичны. Здесь важны прежде всего тяговитость, неприхотливость, надежность. Мотор обязан работать и в грязи, и под водой, тянуть с самых малых оборотов и не перегреваться ни при каких обстоятельствах. А нежная электроника, как ее ни герметизируй, давала у нас сбои, два электровентилятора едва справлялись с охлаждением – работали почти беспрерывно.
[caption id="attachment_192676" align="aligncenter" width="150" caption="Лебедки спереди и сзади для улучшения геометрической проходимости максимально
утоплены в пределы рамы.
"]
[/caption]
Теперь на нашем УАЗе турбодизель ЗМЗ-514.10, 97 л. с. при 4000 об/мин и 22 кгс.м при 1800 об/мин. Пусть в скорости машина и потеряла, зато других боевых качеств прибавила – мотор более тяговит, работает полностью погруженным в воду, совершенно не склонен к перегреву, вентилятор радиатора с приводом через вискомуфту. Для тяжелого бездорожья – то, что нужно!
ТРАНСМИССИЯ И ПОДВЕСКА
«Военные» мосты с колесными редукторами хоть и надежнее и дорожный просвет у них больше, но заменили на «колхозные». Клиренс спортивных машин группы «Спорт-2» категории ТР-2 ограничен правилами, и приходится выбирать: либо «военные» мосты с 33-дюймовыми шинами, либо «колхозные», но с шинами «на 36». Шины все же важнее. Во-первых, их радиус качения существенно больше, а во-вторых, они шире и при снижении давления пятно контакта намного увеличивается – по тем болотам, где раньше «ездили» только на лебедке, теперь машина идет самостоятельно и без видимых усилий.
Есть мнение, что барабанные тормоза лучше работают в грязи, поскольку надежнее защищены, чем дисковые. Так считают, видимо, те, кто ни разу с этим не сталкивался. В барабаны набивается столько грязи, что после первого же серьезного погружения о тормозах надолго можно забыть. Совет просушить их несколькими энергичными торможениями в трофи просто смешон – очистить механизм можно только после полной разборки. Нам же важна грязеустойчивость, поэтому взамен барабанных тормозов мы установили дисковые.
Вместо штатных малолистовых рессор поставили короткие, добавив к ним по одному листу и опустив кронштейны на 80 мм. Такая конструкция лучше выдерживает прыжки и ухабы и позволяет без труда переехать, например, полуметровое бревно.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Только переехать бревно – невелика заслуга. Самое сложное – выбраться из болотной жижи, когда в ней уже и капот скрылся. Здесь тратится большая часть времени, а значит, закладывается победа. Или поражение. Главное в таком «бездорожье» – лебедка. У кого она надежнее и эффективнее – тот и на коне! Самая хорошая от грузовика ГАЗ-66 – пятьдесят метров троса, механический привод от двигателя. Только для УАЗа она слишком тяжелая, громоздкая, и привод от мотора приходится самим делать. Альтернатива – электрическая лебедка. Но проверенная, надежная, быстрая и мощная. На этот сезон мы поставили новые лебедки «Спрут 9000» Ульяновского авторемонтного завода. Выбор определил и небольшой вес – 33 кг, высокое усилие на крюке – 4000 кг и скорость намотки троса 2,5 м/мин. Кроме того, у новой лебедки увеличен барабан – трос, даже если собирается в «бороду», его не разрывает. А еще – фрикционный тормоз: опция, очень полезная при штурме крутых подъемов.
Среди дополнительного снаряжения – набор тросов-удлинителей, корозащитная стропа, рывковый канат, траки (у нас их три пары – английские стеклопластиковые, немецкие алюминиевые и обычные деревянные бруски), домкрат – полутораметровый «хай-джек», ручная лебедка, три полиспаста и шаклы (скобы для крепления тросов).
Для дальней связи коротковолновая радиостанция диапазона СВ (Civil Band), для ближней (пилот-штурман) – две портативные рации с гарнитурами. Навигация обеспечивается стационарным комплектом (защищенный ноутбук ITRONIX X-C6250 + внешний GPS-приемник) и ручным прибором Garmin Etrex Legend для ближней разведки.
В кузове также нашлось место для бензопилы, пары лопат, топора и пластиковой водонепроницаемой бочки, где хранится еда, НЗ и сухая одежда.
ЭКИПАЖ-204. ГЛАЗАМИ ШТУРМАНА
«Ладога-Трофи–2006» – самая массовая и престижная гонка года в наших «рейдах». Начинается с подиума – только перед самым въездом на него экипажу выдают легенду. Преодолев город с его пробками, на спецучасток прибываем за 30 секунд до назначенного нам времени. Стартуем и спешно спускаем колеса – по болоту, которое виднеется за стройными сосенками, иначе не пройти.
Первый блин вышел комом: несмотря на большие колеса, сразу же сели на мосты – тяжеловат УАЗ! Переправляемся через первое болото на лебедке – первая точка СУ взята! На втором болоте меняем тактику – в ход идут траки. Движемся медленно, хотя и быстрее, чем просто на лебедке. Кстати, лучше других себя показали стеклопластиковые – шины сразу же цепляются за края траков, подминая их под себя, а вот по алюминиевым (несмотря на перфорацию) и по доскам скользят.
Надо идти быстрее! Пробуем двигаться своим ходом, зацепившись на всякий случай лебедкой через множество удлинителей за дерево на другом краю болота. Идем очень осторожно, не допуская пробуксовки – достаточно небольшой кочки, чтобы колесо сорвало верхний слой мха и погрузилось в болотную жижу, и тогда снова траки, снова лебедка и – потерянное время.
Далее – сухая дорожка и… заполненная грязью яма, в которой уже сидит чья-то машина. Объезд – либо по свежепроторенной в лесу извилистой колее, либо по залитому водой болотистому лугу. Проверив луг, идем по нему, обгоняя доверившийся колее УАЗ. Далее – лес, небольшой брод и очередная пробка – одна машина увязла, вторая тянет кого-то из леса на лебедке. Пробежавшись по возможному пути объезда, возвращаюсь к машине, и мы идем на обгон по заболоченному лесу.
Плутаем между деревьев, попадаем в коварную лесную канаву (при двухметровой ширине она почти такой же глубины), где принимаю первую штурманскую ванну, и оказываемся на дороге, чтобы через 200 м упереться в колонну из восьми машин. Впереди глубокие грязевые лужи, в которых натужно гудят лебедками соперники.
Пока ждем своей очереди, исследую маршрут – вязкая грязь по пояс, а местами по грудь сулит медленное движение на лебедке. Ныряем в лужу, поначалу все идет хорошо, некоторое беспокойство вызывает лишь ставший белесым выхлоп. Уже на выезде из лужи двигатель испускает белое облако дыма и глохнет. Завести его не удается. Выбравшись на лебедке чуть повыше, ищем причину. Масло чистое, воздушный фильтр сухой, топливо в форсунки идет, выхлопной тракт свободен, но… не заводится.
И как на зло «кончилась» рация. Петр, наш пилот, остается с УАЗом и пытается оживить мотор, а я отправляюсь с машиной других участников на финиш спецучастка, чтобы связаться с командой и решить, как действовать дальше. Путь занял шесть часов.
Утро второго дня «Ладоги». Выдвигаемся напрямик через лес на точку, где накануне оставил машину. Дорога нелегка – свирепствуют «бобры» – лесные завалы и запруды. Они намного удлиняют путь по непролазному лесу. Идем по GPS. Когда до точки остается метров двести, слышится звук прогазовки двигателя – похоже, нас ждет сюрприз. Так и есть – Петру удалось оживить автомобиль!
Причина отказа мотора – в разгерметизации турбины. Ее Петр снял, а отверстия в выпускном тракте закрыл заглушками из консервной банки. Восстановили радиосвязь и навигацию, но пропала зарядка аккумуляторов! Тем не менее продолжаем гонку своим ходом. Наконец, объехав по лесу яму, в которой три часа щебетали идущие в рейде итальянцы, врываемся в цветущие одуванчиками поля и понимаем: первый спецучасток пройден!
Итог: СУ уровня сложности «4» с контрольным временем (КВ) 02:30 был преодолен за 42 часа. Из 23 машин ТР-2 в КВ уложились лишь пять первых. А в шедшем после ТР-2 рейде в КВ не уложился никто! Просидев на СУ-1 два дня, оставшуюся часть соревнования продолжаем вне зачета.
Песчаные гонки «Пляж» – змейка с периодическими заездами в воду и «Дюны» – тоже змейка, но по склонам естественного карьера – показались легкой забавой. Финишировали пусть и не с выдающимся временем, но в отведенное уложились с приличным запасом.
На следующий день с новыми силами стартуем на СУ «По кривому асфальту». После глубокой колеи с бревнами открывается уже почти превратившееся в болото озеро с остатками гати. Посредине – глубокая (вброд не перейти) протока. Несмотря на пыл спортивной борьбы, среди участников незыблемо правило взаимовыручки – на другой берег протоки переправляется литовская «Тойота», бросившая «конец» уже перебравшемуся туда УАЗу. Так же и мы, зацепив трос лебедки за «Тойоту», преодолеваем протоку и в свою очередь служим «якорем» следующему за нами.
Дальнейший маршрут – по заброшенным каменистым лесовозным дорогам с ровными участками, где на поверхность выходят огромные гранитные массивы (их вполне можно принять за кривой асфальт), а в конце – широкая быстрая река. Наскоро замерив глубину, ныряем в стремительный поток. Примерно на середине капот внезапно уходит под воду, передние колеса теряют контакт с дном, и нас тащит вниз по течению – приходится несколько приоткрыть дверь и пустить в салон воду. Чуть утонув, машина встает колесами на дно и благополучно добирается до берега. Еще немного лесовозных дорог, и мы на финише с хорошим запасом по КВ.
Спецучасток следующего дня «Два водопада» – самый красивый СУ этой «Ладоги». Пройдя по вязкой жирной грязи между вековых елей, с лебедкой взбираемся на крутой склон холма, который приносит очередное испытание – лопнул шланг ГУРа.
Последовавший спуск пощекотал нервы – задние колеса оторвались от скалы, но секунду спустя благодаря умелым действиям пилота опустились обратно.
…Это были настоящие водопады, особенно второй, 15-метровой высоты, с обязательным контрольным пунктом у подножия. Перед ним – горка, крутизна которой исключала движение своим ходом. К тому же на уклоне из сапуна клапанной крышки УАЗа начинало хлестать масло и работа двигателя становилась более жесткой. Пришлось эту горку брать задом наперед, с помощью задней лебедки.
За 100 метров до финишной черты, когда оставались считанные минуты до конца КВ, подстерегала еще одна неожиданность. Двигатель заревел, извергая клубы черного дыма, и перестал реагировать на газ – сдавленные разрежением воздуховоды придавили трос, мотор стал задыхаться, но остановиться не смог. Кое-как добрались до финиша, последним средством была лебедка, но ею, к счастью, воспользоваться не пришлось.
СУ «Два водопада» стал последним для нас на этой «Ладоге», поскольку после выхода на следующий спецучасток неполадки с УАЗом прекратили наше дальнейшее участие в соревновании.
Несмотря на то что нам не удалось удержаться в зачете, это интереснейшее приключение оставило самые лучшие воспоминания и дало огромный опыт подготовки автомобиля к экстремальным трофи-рейдам.