Мимо кассы!

Мимо кассы!

Этим летом был опубликован новый, переработанный проект закона о штрафах. Скорее всего, уже осенью за него и будут голосовать в Думе. От намерения в несколько раз повысить штрафы авторы (МВД и группа депутатов, поставивших под законом подписи) не отказались. Про суммы в 50 рублей придется забыть. Минимальным наказанием почти повсеместно станет 300 рублей (3 МРОТ). Столько, например, возьмут за разговоры во время движения по телефону без технических устройств, освобождающих руки, а за непристегнутый ремень безопасности – и вовсе 500 рублей. Вот тогда нарушители попляшут! А если еще одновременно ввести и балльную систему для особо злостных!

Наверное, в логике милиционеров и законодателей есть доля правды – нынешние штрафы перестали пугать нарушителей. И все же, думается, причина не столько в незначительных размерах штрафов, сколько в том, как их собирают. Мы решили провести небольшой эксперимент, не выезжая за черту Московской кольцевой автодороги. Вооружившись калькуляторами, в один из летних дней заняли позицию вблизи поста ГИБДД на въезде в город, чтобы подсчитать, сколько же штрафов можно собирать в бюджет только за одно правонарушение по ныне действующим тарифам.

Условились фиксировать одно из самых распространенных в России правонарушений – непристегнутый ремень безопасности. «Цена» ему – всего 50 рублей. Сумма небольшая уже не только для Москвы, но и в масштабах страны. Именно это правонарушение давно перестало волновать инспекторов, а с их «благословения» и водителей. Многие полагают, что пристегиваться или нет – это вообще личное дело, а некоторые и вовсе уверены, будто наказание отменено каким-то специальным приказом МВД. Словом, мы стали считать непристегнутых водителей на въезде в Москву, распределив между членами «счетной комиссии» полосы движения, чтобы не сбиться со счета.

БЕЗ РЕМНЯ

Судя по нашим наблюдениям, непристегнутыми в Москве ездят абсолютно все: молодые и пожилые, подмосковные «пацаны» и столичные бизнес-леди, владельцы отечественных авто времен застоя и самых современных иномарок с триколором на номерном знаке. Балом правит всеобъемлющее российское авось; правда, мотивация, как выяснилось в ходе одного из предыдущих рейдов (ЗР, 2004, № 8), все же разная. Мы выделили для себя три типа: «Я – опытный»; «Я – потихоньку» и «Мой «джип» – моя крепость». Среди тех, кто наплевательски относится к собственной безопасности, есть такие, кто этого как бы стесняется, поэтому ремень хотя и застегнут, но… протянут за спинкой водительского сиденья. Вот собрать бы таких «конспираторов», да на экскурсию в институт Склифософского – пусть посмотрят, куда попадают такие же «условно-пристегнутые»… Впрочем, мы отклонились от темы – вернемся на пост ГИБДД, где в рядовой рабочий день, в 11 часов утра мы начали свой эксперимент. За первый час, проведенный «на посту», мимо нас проехало 1210 легковых автомобилей. И лишь 56 (!) водителей были пристегнуты ремнем безопасности. (Кстати, «наглухо» затонированные машины мы даже не учитывали – попросту невозможно было понять, пристегнут водитель или нет; впрочем, такая тонировка – это ведь тоже нарушение!) Таким образом, нарушителей «всего» 1154. Понятно, что если бы инспекторы ГИБДД решились останавливать каждого, на въезде в столицу возникла гигантская пробка, а на заполнение протоколов понадобилось несколько рабочих дней. Думаем, для «острастки» достаточно было бы притормозить каждого десятого нарушителя. Итак, пусть за час остановили 120 нарушителей, каждый из которых «попал» на 50-рублевый штраф «за ремень». В сумме набегает 6 тысяч рублей. И это за какой-то час! Так как в поле нашего зрения на улице работали два инспектора, делим эту сумму пополам; выходит, каждый служивый мог бы принести в казну по 3 тысячи. Ежечасно! Теперь три тысячи «рубчиков» умножаем на 1200 – примерно столько инспекторов ДПС дежурят в одной смене (в Москве 40 отделов ГИБДД, каждый из которых выставляет на смену примерно 30 человек). Так вот, 3000 рублей умножаем на 1200 – получается, за час смены набегает уже 3,6 млн. руб. Эту сумму умножаем на 8 (количество часов в смене) – и в итоге 28,8 млн. руб. А за три смены, за сутки – уже 86,4 миллиона! Приблизим наши расчеты к жизни, уменьшив сумму на 40% (это время на обед, пересменки и ночь, когда машин на улицах меньше). Остается «всего лишь» 51,8 млн. рублей – только по нашему городу-герою! За одни (!) сутки. Еще раз напомню, что мы в своих расчетах «тормозили» каждого десятого нарушителя!

Теперь обратимся к реальным цифрам, которые нам предоставил на условиях анонимности один из офицеров ДПС. По его словам, плана по нарушителям как такового уже нет, но «хорошим тоном» считается сдать за смену три-четыре протокола на автовладельцев и два-три на пешеходов от каждого инспектора. Кстати, штрафная книжка, которая есть у каждого сотрудника ДПС, рассчитана на 50 протоколов. Теперь подсчитаем суточный «улов» из расчета реальных четырех протоколов за все тот же непристегнутый ремень: четыре умножаем на 50 «рэ», на 1200 человек, получаем «всего-навсего» 240 тыс. рублей Всего! Вместо 52 миллионов!

У служителей жезла, как правило, на все готовы объяснения и отговорки, типа «а ты сам попробуй постой на морозе, зное, при маленькой зарплате, да еще начальник нахамил, а тут каждый третий «крутой» или депутат» (привет майору Жезлову, автору письма в ЗР!)… Это все, наверно, так, но кто хоть раз слышал о том, что объявляется набор сотрудников для работы в ДПС? Скорее всего желающих и так хватает! Вообще, как мне кажется, не дело начальников МВД ратовать за повышение штрафов. Мол, если сборы повысят в 10 раз – тут-то мы быстро порядок наведем… Увы, в это не слишком верится. Мировая практика показывает, что важна не сумма штрафа, а неотвратимость наказания. Вы накажите виновного за тот же непристегнутый ремень раз десять за день! Для любого это уже деньги, а плюс к тому потерянное на профилактическую беседу с инспектором время... Правда, сегодня все – и водители, и сотрудники ГАИ – понимают, что десять раз за такое правонарушение никто водителя не оштрафует. И даже один раз. Потому что пятьдесят рублей – это не деньги, как в Москве, так и по стране в целом. В сумме, правда, получается, что пролетают «мимо кассы» уже десятки миллионов. Но для того, чтобы их собрать, нужна такая служба ГИБДД, которая будет работать не «для плана», а ради обеспечения безопасности дорожного движения. Доживем ли?

P.S. По расчетам специалистов, если заставить всех водителей и пассажиров пристегивать ремни безопасности, число погибших в ДТП можно уменьшить на 50%.

Подпишитесь на «За рулем» в