В прошлое на "Испаньоле"
Идея проехать по Монголии на автомобиле зародилась давно, вскоре после того, как в 1986 году в тех краях закончилась моя служба. В памяти навсегда осталось великолепие дикой монгольской природы.
Реальная возможность осуществить задуманное появилась после приобретения вседорожника UAZ 3160, получившего прозвище «Испаньола» в честь корабля капитана Смоллетта из «Острова сокровищ» Р. Стивенсона.
Семь дней мы ехали на нем из Москвы, пока как-то утром не закончился асфальт – ну вот мы и в Монголии! Настроение приподнятое. Включаю погромче «Марш танкистов» А.Чернецкого.
ЗДРАВСТВУЙ, МОНГОЛИЯ! МЫ ВЕРНУЛИСЬ!
Дорога идет вверх. Кругом захватывающие виды. На вершине перевала (2630 м по GPS) пирамидка из камней: «обо» – своеобразный алтарь поклонения духам. У монголов каждое место имеет своих духов, с ними лучше дружить. Подходим к «обо», кладем на вершину пирамидки дары – камешки и монетки – и просим у духов удачи в пути.
К вечеру приехали к озеру Толбо-Нур, где был запланирован первый суточный отдых. Ночью ветром сорвало палатку. Переставил «Испаньолу» с наветренной стороны и привязал оттяжки к машине. Так и заснули под завывание ветра, запутавшегося в веревках.
Стоянка дальнобойщиков по-монгольски – это около десятка юрт на перекрестке дорог. Этакий комплекс придорожного сервиса: юрта-столовая, юрта-гостиница, заправка, иногда – подобие автосервиса со сваркой. Одним словом, кемпинг, а точнее – «юртинг».
Сильно трясет, дорога как стиральная доска. Сбросил давление в шинах. Трясти вправду стало чуть меньше, но вскоре поплатился за этот сомнительный комфорт. На очередном косом прыжке в колее улетел в кювет: разбортировалось заднее правое колесо. Можно сказать, повезло – отделался легким испугом. Шину смонтировал, колеса подкачал до нормы. Заодно устроили обеденный привал. Монгольский арбуз оказался очень сладким.
Дорога к Баянхонгору возле самого города проходит через низину. Только что прошел сильный ливень. Дорога на протяжении полутора-двух километров вся залита, местами ее пересекают мутные бурные потоки. «Испаньола» уверенно форсирует водную преграду. В некоторых местах вода доходит до фар, ближе к городу в ней появляются плывущие островки слипшихся градин. Но дно твердое, и мы без приключений выбираемся из мутного потока.
От Арвайхэрэ до Улан-Батора асфальт. То и дело попадаются туристические лагеря, сказывается близость к столице и хорошая дорога. На другой день, вечером мы разбили лагерь на озере Огий-Нур. Тут замечательная рыбалка. По обилию рыбы с Монголией может соперничать разве что Нижняя Волга.
К полудню следующего дня, преодолев немногим более полусотни километров среднего бездорожья, ставим палатки на живописном берегу реки Орхон. На этом месте я часто рыбачил 20 лет назад.
Через два дня едем к бывшему месту дислокации танковой дивизии. От гарнизона остались только развалины. Один из трех посаженных нами возле дома тополей жив, разросся, а ведь был тоненьким прутиком! Бродим там, где была наша квартира, вспоминаем, где что находилось.
Дальше путь лежит к озеру Хубсугул. Лес становится больше и гуще, много цветов, встречаются эдельвейсы. Не зря эти места называют Монгольскими Альпами.
Через день мы проезжаем по зеленой долине реки Эгийн-Гол, единственного стока озера Хубсугул. Эгийн-Гол впадает в Селенгу, а она, в свою очередь, в Байкал. Хубсугул еще называют младшим братом Байкала. Оба озера схожи по происхождению, строению, чистоте воды и по красоте. Правда, омуля в Хубсугуле нет.
Проезжаем очередную долину естественных каменных скульптур. Красиво! Только вот дорога превратилась в глиняную колею, усыпанную валунами. На ночлег устроились в живописной бухте. Пока штурман занимается ужином, забрасываю блесенку и тут же вытаскиваю ленка. «Будешь готовить?» – «Нет». Ленок снова обретает свободу.
В стороне ушедшего дождя – красная вечерняя радуга. Последние лучики заката отражаются в воде. Романтический ужин в свете налобных светодиодных фонариков.
Проснулись поздно – пора выдвигаться. Почему отпуск такой короткий? Пожить бы здесь недельку-другую!
Дорога еще хуже, чем вчера. На первой пониженной медленно карабкаюсь между деревьями на перевал по болотистой колее, усыпанной валунами. Компьютер показывает рекордный расход: 85 л в расчете на 100 км.
Стемнело, накрапывает небольшой дождик. Преодолел с полдюжины бродов и заезжаю в очередной. Неожиданно «Испаньола» как будто ныряет, фары на секунду уходят под воду: глубоко, однако! Но вроде все нормально: выезд уже совсем рядом, и вдруг машина резко останавливается. Прибавляю газу – без толку, чувствую, что колеса копают, но машина ни с места, будто кто-то ее держит за фаркоп. В ногах хлюпает, но двигатель исправно работает, свет горит. Потихоньку сдаю назад, но буквально за полметра до берега та же картина – «уазик» останавливается, словно упершись в стенку. Ну что ж, самое время провести инженерную разведку водной преграды. Открываю дверь и по пояс погружаюсь в холодную воду. Сильный поток сбивает с ног, окунаюсь с головой. Подбираюсь к берегу, и все становится понятно: прошел сильный дождь, вода вымыла под обоими берегами вертикальные метровые ступеньки. Машина оказалась в ловушке крутых берегов! Немного ниже по течению нахожу достаточно пологий береговой участок и выбираюсь на сухое место. Открываю двери, вода из салона стекает на землю. Я на своей шкуре в очередной раз прочувствовал всю силу и правоту русского фольклора: «Не зная броду, не суйся в воду».
Последнее утро в Монголии. Пограничный пункт еще закрыт, мы коротаем время на высоком берегу Хубсугула. Уезжать не хочется. Становится грустно...