Паркинг юрского периода
Проще всего заявить, что, дескать, наша страна – это большая свалка. Те, кто так считает, обычно швыряют из окон огрызки и бычки, машину моют во дворе, а паркуются на газонах или детских площадках. О том, что свалка – во многом результат их же свинства, они никогда не задумываются. И все же признаем обидный факт: в Европе – чище!
Пример – на фото 1: так выглядит обыкновенный прокатный «Форд» после семисоткилометрового пробега из Ганновера в Орлеан – и это под проливным дождем в компании с фурами и трейлерами. А во что превращается наш свежевымытый автомобиль через полчаса «мокрой» езды по центральным столичным улицам? И что с ним будет, если выехать на трассу и пристроиться за КамАЗом?
А вопрос все тот же – почему?
ПОД НОГАМИ И ПОД КОЛЕСАМИ
Откуда берется грязь в каменных мешках наших городов? Естественные процессы разрушения зданий тут ни при чем: они примерно одинаковы и в Москве, и в Париже. А если поискать ответ под ногами? И, естественно, под колесами?
Каждый, кто хоть раз мыл машину сам, знает, сколько приходится с нее смывать песка, пыли и черт знает чего. И все же – а сколько именно? И какую прописку имеет наша грязь – местную или ненашенскую?
Для эксперимента взяли «Волгу» (фото 2). Гладкие подкрылки не позволяют грязи скапливаться в «закоулках», а шины «на 15» – типичная «обувь горожанина». Приводим «брюхо» в максимально чистое состояние (каким образом и какой ценой – отдельная песня) и едем на дачу: это 62 км асфальта и совсем чуть-чуть грунтовки (на территории товарищества). Погода – солнечная, дождей давно не было. Выгружаем привезенный дачный хлам, чуть-чуть буксуем при развороте и едем обратно в Москву. Дальше – чистая площадка, соскабливание вновь обретенной грязи и ее взвешивание…
Полученные цифры достойны того, чтобы задуматься. С переднего подкрылка – 120 граммов, с заднего – 660, итого по кругу набегает 1560 граммов – и это только с подкрылков и брызговиков (фото 3). Еще 23 грамма – на ковриках. Результат: чистая снаружи машина сверкает белизной, а в пакетиках – 1583 грамма всяческой гадости. Где должна была в итоге оказаться вся эта грязь (и сколько ее уже там оказалось!), пояснять не нужно. Теперь помножим эти полтора кило на пропускную способность интересующих нас магистралей – килограммы лихо превратятся в килотонны...
[caption id="attachment_192761" align="aligncenter" width="150" caption="Эта «дорога» – одна из сотен грунтовок, примыкающих к трассе между нашими двумя столицами. Ложка дегтя? Да нет, набегает целая бочка…
"]
[/caption]Так что же – виновата дача? Да, точнее – грунт, мгновенно прилипающий к покрышкам и подошвам. Конечно – если проехать хотя бы десяток метров вот по такой дорожке, выходящей на трассу М10 (фото 4), тогда удивляться нечему. Но беда в том, что даже кратковременная остановка на сухой и твердой обочине неминуемо пачкает колеса. А если колес много, то и эффект куда заметнее.
Предположим на мгновение, что маршруты типа «Деревня – Город» вдруг полностью исчезнут – что тогда? Тогда горожанам останутся клумбы да газоны – даже самый убежденный противник сельской местности готов умиленно смотреть на травинку, пробивающуюся сквозь городской асфальт. Ведь ни Расстрелли, ни Казаков не смогут сделать привлекательным город, лишенный зелени. Но… наши ботинки – опять грязные! Утром – чистишь, перед совещанием наверху – опять чистишь, а выходишь на улицу – бр-р-р… И следы порой оставляешь такие, что даже Ватсон без всяких холмсов разберется что к чему, если потребуется. А если даже ботинки у всех в грязи, что ж говорить об автомобилях?
Еще одной из причин «неочищаемости» наших улиц являются именно газоны и их разновидности. Если грунт возвышается над бордюрным камнем (фото 5), то не бывать здесь ни чистым ботинкам, ни сверкающим автомобилям: асфальт неизменно будет покрыт слоем грязи. А вот от «правильных» газонов грязи нет – проверено на практике! Эксперимент поставили на тихой московской улочке: справа – тротуар, слева – нормальный газон. Снова взяли веник и совочек, скрупулезно подмели проезжую часть вдоль газона и взвесили полученную кучку мусора (фото 6), а затем проделали то же вдоль «каменного» тротуара. Результат – одинаковый, а потому «правильный» газон полностью реабилитирован.
ЗЕМЛЯ И НЕБО
А станет ли чище, если автомобили вдруг начнут летать по воздуху? На земле – станет, а вот в воздухе все останется по-прежнему. И как мы всем этим дышим, сказать сложно.
По данным НАМИ, в Москве на долю автомобилей приходится 90% выбросов СО и почти 50% выбросов окислов азота NO. Остальные источники – это промышленные предприятия, которым периодически «помогают» горящие торфяники. В результате продолжительность жизни москвичей на 6–8 лет ниже, чем у тех, кто живет вне крупных городов. А вообще десятикратное превышение санитарных норм загрязнения воздуха наблюдается в 50 городах России – этим дышат 36 млн. человек.
Любопытно, что в салонах автомобилей воздух в 2–4 раза грязнее наружного, а потому час езды в плотном городском потоке можно приравнять к выкуриванию пачки сигарет (ЗР, 1998, № 5, с. 14–18). Грязный воздух попадает в салон через систему вентиляции и кондиционирования, а также сквозь неплотности кузова. Салонные фильтры – штука хорошая, но они не очищают воздух от СО и NОx, их удел – лишь грубая пыль.
Автомобильную «экологию» стерегут три кита – технический уровень двигателей, качество топлива и менталитет водителя. Первый кит, увы, совсем никудышный: процентов, эдак, девяносто (!) нашего автотранспорта ни в какие евронормы не укладывается. Обязать всех купить нейтрализаторы? Не получится – и дело даже не в политике, а в том, что эффективная работа нейтрализатора возможна только в достаточно узком диапазоне состава топливной смеси. Для этого используется электронная система управления двигателем с обратной связью и кучей датчиков и зондов.
Второй кит тоже здоровьем не блещет: нашим действующим стандартом нормируются только некоторые физико-химические параметры топлива, которые прямого отношения к токсичности выхлопа не имеют. Исключение – разве что ограничения по содержанию свинца, бензола и серы. Но ведь есть еще и ароматические углеводороды! В нормах Евро III и тем более Евро IV их содержание ограничено: для Евро III – это 42%, для Евро IV – 30%. А у нас – не нормировано вообще…
Ну а хотя бы третий-то кит – богатырь? Да нет… Даже если всех россиян завтра силком пересадят на новые иномарки «а-ля Евро III» и вдобавок реконструируют все НПЗ, то идиллия продлится лишь до первой замены нейтрализаторов. Прием наших драйверов уже известен и апробирован – выколотить и вытрясти керамику из корпуса отработанного нейтрализатора да вварить туда трубку, чтобы выпуск «бубнил поменьше». И внешне красиво, и недорого! Да вот только загаживать атмосферу такой автомобиль будет куда больше, чем обычный исправный карбюраторный, – ведь его программу управления никто не менял, а потому работать он будет на обогащенных смесях!
ХОМО НЕСАПИЕНС
Конечно, кое-что от нас решительно не зависит. Скажем, если за вашим окном воняет такой вот горе-кран (фото 7), как под окнами редакции в центре Москвы, то жаловаться без толку: никакая экологическая милиция почему-то не может заткнуть его чадящую трубу. Хотя, в общем-то, и это – чисто человеческий фактор…
Дело в том, что вытряхивание пепельниц за окно по своей сути ничем не отличается от производства дрянного топлива и замены нейтрализаторов на пустышки. И пока наш менталитет не придет хотя бы к нормам Евро III, будет у нас грязно – никакими законодательными актами это не исправишь! Ведь недаром говорят, что придумывает закон – один человек, а как его обойти – тысячи…
Конечно, какой-то позитив все же есть. Карбюраторы мы объявили вне закона, на заправках появляется нормальное топливо, а в НАМИ придумали систему для комплексной очистки воздуха в салоне, которая фильтрует решительно все… И все же пока что у нас, извините, свинарник – как на улице, так и в душе (фото 8). А свинство – штука заразная. Не случайно те же супервоспитанные немцы и архигалантные французы уже через неделю после прибытия в «Шереметьево-2» запросто начинают швырять мимо урны окурки и ставить автомобили под запрещающими знаками… Есть и другая причина: они уверены, что в России им за это НИЧЕГО НЕ БУДЕТ…
Короче говоря, в чистых странах господствуют сознательность и, к сожалению, страх… Отсюда еще один печальный для нас вывод: до тех пор, пока в России сумма штрафа за любое нарушение закона существенно не возрастет, а наказание не станет неизбежным для пакостника любого ранга, наша страна так и останется эдаким «паркингом Юрского периода» (фото 9), где властвуют лишь сила и аппетит.
И кто выживет в этом «паркинге» – грязь или человек – вопрос открытый...
МНЕНИЕ БРИГАДИРА МОЙЩИКОВ
Константин Рожков, Санкт-Петербург
Дороги грязные оттого, что грязь с них не убирают вообще! Ее просто смачивают и отбрасывают струей воды к бордюру. А через десять минут, когда она высыхает, ничто уже не мешает ей подниматься в воздух и оседать на наших машинах, окнах и, что самое печальное, в наших легких! Их ни на автомойке не прочистят, ни в автосервисе не поменяют...
МНЕНИЕ ВОДИТЕЛЯ
Олег Батюк, Санкт-Петербург
Везу как-то работяг из Ленобласти на питерскую кольцевую – они там по две недели бригадой работают. А на дороге некоторые места – в сплошной грязюке: это самосвалы, выезжая с грунта, все вокруг метров на триста глиной уделывают. Зато как к нужному участку подъехали, так сразу обратил внимание: чисто! «Чего это, – спрашиваю, – мужики, летаете вы тут, что ли?» – «Да нет, – кисло отвечают они, – это начальник на участке такой…»
Расспросил. Оказывается, паренек-то совсем молодой – недавно Политех питерский закончил, в Финляндии стажировался. Так вот – он заставляет своих водителей перед выездом на трассу медленно проезжать через длинную яму с водой, как в армии! И по дну ямы еще бугорки, чтоб, значит, грязь с колес получше отбивать. А что рожи у мужиков скривились – так это оттого, что парень не только за машинами да за дорогой следит, он еще и в бытовках порядок установить пытается.
Где-то через месяц, уже с другими работягами, вновь подъехал к тому самому месту. Та же помойка, что и всюду… Спрашиваю про начальника и слышу довольный гогот – дескать, «нету его уже здеся!» Сплавили его в «управу» – «тама» пусть и умничает!
В управе, наверное, теперь станет чище. А «здеся» – опять в глине и грязи. И в бытовки никто не заглядывает, и машины мыть не заставляет, и над душой не висит. А по грязи... а по ней и в сапогах можно.