Планы: Платные дороги власти нам гарантируют

Начинается строительство коммерческих магистралей.

Тема появления платных дорог в нашем царстве-государстве не оставляет спокойной ни од­ну автомобильную душу. Сколько будет стоить километр, какие техни­ческие средства появятся для быст­рой оплаты проезда, будут ли або­нементы для местных жителей – во­просы рождаются один за другим. Но дороги эти еще надо построить. А вот давать на это деньги никто особо не торопится – не быстрый получится возврат, да и мало ли что может произойти в нашей стране за годы строительства и последующей эксплуатации…

Понимая сомнения бизнеса, пра­вительство страны решило поддер­жать компании, сооружающие плат­ные дороги, предоставив государст­венные гарантии по корпоративным облигациям, которые выпускают для привлечения средств на большие ин­вестиционные проекты. Это должно снизить на несколько процентов цену кредитов для инвесторов, что ускорит их реализацию в условиях кризисного сокращения финансиро­вания.

Так, стало известно, что государст­венную поддержку получат строи­тельные компании отрезка шоссе Москва – Санкт-Петербург (с 15-го по 58-й км), нового съезда на МКАД с трассы Москва – Минск (в обход Одинцова) и Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге (ЗСД). Все эти дороги будут платными. Го­сударственные гарантии составят 57,8 млрд рублей по облигациям, выпускаемым для реализации трех проектов. Госгарантии предоставля­ются в рублях на срок до 20 лет с пер­вым погашением по облигациям не ранее 2014 года. Вроде все надежно. Проблемы у инвесторов могут по­явиться, если они потребуют досроч­ного выкупа.

Проект «Москва – Санкт-Петербург»

Новая скоростная автомагистраль Москва – Питер продублирует наибо­лее загруженный участок федеральной автодороги М10 «Россия». Его длина составит 43 км, общее число полос движения – 8–10. Трасса начнется от существующей Бусиновской развязки на МКАД (15 км). На участке 15–29-й км она пройдет восточ­нее и северо-восточнее города Химки, обойдет с севера район Молжаниново, пе­ресечет Канал им. Москвы, Междуна­родное шоссе (подъезд к аэропорту Шереметьево-2) и Шереметьевское шоссе (подъезд к аэропорту Шереме­тьево-1).

Несмотря ни на что, власти будут везде изыскивать деньги

Еще в конце 2008 года «Росавтодор» заключил с ООО «Северо-западная концессионная компания» (СЗКК, вла­дельцы – французская Vinci и ее под­разделение Eurovia) концессионное со­глашение на строительство этой авто­дороги на участке с 15-го по 58-й км. Стоимость этого отрезка порядка 63 млрд рублей, государство готово вне­сти около 24,5, остальные 37,5 млрд – средства из инвестиционного фонда концессионера, которые будут вложе­ны во время строительства с 2010 по 2013 год. Средняя стоимость проезда по платной автодороге составит 3–3,6 рубля за километр.

Весь проект, до Петербурга, тянет уже на 240 млрд. По дороге до Санкт­Петербурга должно быть построено 32 развязки, 85 мостов и 167 путепрово­дов, а уже в Петербурге новая трасса должна слиться с дорогой на Финлян­дию. Финансовое будущее этого участ­ка пока в тумане.

Понятно, что платные участки у нас окупятся в лучшем случае через 20 лет, а в худшем – через 30–40. Возможно, поэтому Европейский банк реконструк­ции и развития (ЕБРР) отказал французской компании-подрядчику в выда­че кредита, необходимого для финансирования строительства платной трассы, соединяющей две российские столицы. Официальная причина, конечно, звучала иначе – в связи с экологи­ческими проблемами, возникшими при прокладке маршрута (при сооружении трассы придется спилить 14 дубов). Тем временем Верховный суд РФ 1 марта признал законным перевод порядка 150 га Химкинского лесопарка в Подмосковье из земель лесного фонда в земли транспортного назначе­ния: для строительства первого участка автодороги.

Вокруг Одинцова

Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М1 «Беларусь» позволит по проекту удвоить пропускную способность транспортного коридора Москва – Минск, решив проблему пробок и су­щественно увеличив скорость движе­ния автотранспорта (расчетная скорость – 120 км/ч), в том числе и на МКАДе. В перспективе правительство Москвы планирует реализовать проект по организации бессветофорного дви­жения по трассе вплоть до Третьего транспортного кольца. Сооружение до­роги обхода Одинцова оценивается в 25,7 млрд рублей. Часть государства – не более 8,1 млрд рублей. При этом концессионер – ОАО «Главная дорога» (контрольный пакет находится у управ­ляющей компании «Лидер», связанной с «Газпромом») – уже в апреле плани­рует выпустить облигации на сумму 18,5 млрд рублей. Строительство должно быть завершено в течение 24 месяцев. Проезд по автодороге будет платным весь срок концессии (30 лет), что должно обеспечить доходность и возврат средств, вложенных частными инвесторами. При этом тарифы за про­езд будут индексироваться согласно инфляции, что обеспечит возможность выпуска долговых инструментов, так­же привязанных к уровню инфляции. И самое главное: дорога остается в собственности государства, то есть в случае расторжения концессионного соглашения по любым основаниям государство выплачивает кредиторам основное тело долга, накопленные проценты и штрафы за досрочное по­гашение или нарушение условий.

Западный диаметр

Строительство ЗСД реализует одно­именное ОАО «Западный скоростной диаметр». Скоростная автомагистраль, которая соединит южные районы Пе­тербурга (Московский и Кировский) с Васильевским островом и Приморским районом. Потребность в подобной ма­гистрали очень велика, но и стоимость ее тоже, так как необходимо строить переправу через все протоки дельты Невы. Бюджет – 212,7 млрд рублей, срок – до 2015 года. На участке будет организовано восьмиполосное движе­ние со скоростью 120 км/ч, пропускная способность – до 140 тысяч автомоби­лей в сутки, половина дистанции при­дется на эстакадные отрезки. Сейчас компания получила возможность привлекать облигационные займы под госгарантии на сумму 25 млрд рублей сроком до 20 лет. Между тем два меся­ца назад сообщалось, что инвесторы потратят на ЗСД 9,9 млрд рублей. Финансирование проекта из федерально­го бюджета на текущий год снижено до 7,3 млрд с прежних 14,6 млрд рублей, а ассигнования городских властей – до 2,6 с 3,6 млрд рублей. Первоначально ввод в строй этого проекта был запла­нирован на 2014 год, но снижение фи­нансирования, естественно, отодвинет эти сроки.

Платные дороги, платные развязки...

На днях прозвучало сообщение о том, что Минтранс Подмосковья планирует сделать платными некоторые участки областных трасс, в том числе часть Рублевского и Волоколамского шоссе. На деле оказалось, что это не совсем так. Просто, выступая на коллегии Минтранса, где присутствовали пред­ставители прессы, глава ведомства Петр Кацыв просил своих коллег ис­кать решения транспортных проблем самим, а не только надеясь на феде­ральный бюджет. «Несмотря ни на что, мы будем изыскивать финансо­вые средства на всех уровнях, – сказал Кацыв. – Не исключаем мы и формы государственно-частного партнерства, то есть платные дороги, платные транспортные развязки». Однако ды­ма, как вы понимаете, без огня не бывает.

Кстати

Закон «Об автомобильных доро­гах и дорожной деятельности» (ст. 5) предусматривает классификацию автомобильных дорог на дороги фе­дерального, регионального и муни­ципального значения, а также доро­ги, находящиеся в собственности физических и юридических лиц. А статья 13 разъясняет: «К полномочи­ям органов местного самоуправле­ния в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: 3) принятие решений об использова­нии на платной основе автомобиль­ных дорог общего пользования ме­стного значения и прекращения тако­го пользования». Так что по идее в каждом регионе власть самостоя­тельно может стать пользователем любого участка любой дороги. Пока еще в решении об использовании дороги на платной основе должен быть указан маршрут и протяжен­ность автомобильной дороги, где установлен альтернативный бесплат­ный проезд (ст. 36, п. 4.). Но разве не слышали мы предложения чиновни­ков отказаться от принципа альтер­нативности при строительстве плат­ных автомобильных дорог?!

Подпишитесь на «За рулем» в