Львы живут прайдами
Хотя в аббревиатуре MAN скрыты названия городов Аугсбург и Нюрнберг, штаб-квартира машиностроительного гиганта находится в Мюнхене. Там же расположен завод, где собирают семейства TGA и TGM.
На стенах цехов висят почти домашние фотографии – что-то среднее между «Как мы отдыхаем» и «Доской почета». Женщин на конвейере не видно – работа считается тяжелой. Хотя кругом компьютеры и роботы-транспортировщики. Комплектующие в ярких контейнерах проложены бумагой и пленкой тщательнее, чем яблоки в корзинах. И ни одной лишней железки вокруг. Взгляд все же отметил на стеллаже с инструментом пару кувалд и азиата на погрузчике. «Китаец», – подумал я. «I am from Vietnam», – ответил монголоид. Повеяло родным, зиловско-газовским. Ан нет… По забоинам на кувалде и ее лакированной ручке видно, что это не основной инструмент. Просто иногда на раме надо немного подстучать, вставляя оправку в лонжерон.
Рабочий на конвейере получает 2000 евро чистыми. Не за миску риса работают и наши соотечественники – они тоже есть на заводе. На каждой операции ведется компьютерный учет с именем исполнителя. Эти «протоколы» хранятся 15 лет.
Интересно, что раздевалки находятся прямо в цеху, между нитками конвейера. Там же можно выпить чашку кофе или отвара шиповника (!) во время официальной паузы – перекура. Собирают разные модели на одной линии. Компактные седельные тягачи и громоздкие четырехосники рождаются почти одновременно. Не ошибиться с комплектацией помогают штрих-коды на рамах, которые считывает компьютер. Грузовик – это 50 тысяч деталей, и каждую робот или тот самый вьетнамец своевременно подвезет к конвейеру. Как и у нас, операцию по установке кабин на раму называют «свадьбой». От нее до площадки готовой продукции уже рукой подать.
Следующая остановка – австрийский город Штайр. Название его в России больше ассоциируется с лицензионным дизелем
ГАЗа. Между прочим, там, помимо завода по сборке легкой серии TGL, есть еще мотоциклетное производство БМВ. Кроме того, если на MANе когда-то работал сам Рудольф Дизель, то на «Штайре», так раньше назывался этот завод, в разное время трудились не менее легендарные Ганс Ледвинка и Фердинанд Порше.
Немцам есть чем гордиться – за прошедший год сделано немало. Расширяют гамму модификаций легкой и средней серии – TGL и TGМ. Разработаны их версии 4х4 полной массой 13 и 18 тонн, а сдвоенные кабины для пожарных и строителей вмещают экипаж в семь человек. Шасси и седельные тягачи 4х2 получили пневматическую подвеску спереди и сзади. Появились трехосные шасси 6х4, очень легкие – 6800 кг при мощности 280–326 л. с., развиваемых «шестеркой» D08 объемом 6,87 л.
Полной неожиданностью стало известие о партнерстве MAN с американской корпорацией «Нэвистар Интернешнл», одним из крупнейших производителей грузовиков и двигателей Нового Света. Сотрудничество должно дополнить экологические разработки немецких двигателистов: сажевые фильтры, рециркуляция отработавших газов EGR, технологии SCR – впрыск раствора мочевины «ЭдБлю» в выпускную систему. Тогда будут достижимы перспективные нормы Евро VI.
Однако главным событием стала премьера нового дизеля D2676 с «коммон рейл». Конструктивно новый турбодизель во многом повторяет D20. Похоже, их и делают из одной отливки, во всяком случае, межцилиндровое расстояние одинаковое. Шатуны большего мотора короче на 5 мм – как раз чтобы компенсировать измененный радиус кривошипа, а увеличить диаметр цилиндров на 6 мм – дело нехитрое. Те, кто помнит удобные в ремонте раздельные головки прежних моторов MAN, будут разочарованы – из-за верхнего распредвала «голова» теперь цельная. Но зато, как и на D20, прокладка здесь уплотняет только газовый стык, а циркуляция масла и антифриза по блоку и головке раздельная. Это существенно повышает надежность разъема.
Новый двигатель уже адаптировали и к междугородным автобусам. Из самых заметных изменений – низкий и широкий поддон картера на 40 литров масла. Кстати, замена его в зависимости от условий эксплуатации понадобится только через 80–120 тыс. км! Учтено и обилие электропотребителей на автобусах – здесь два генератора 24 В, 120 А. Для городских автобусов же существует горизонтальная версия D20 мощностью 270–430 л. с.
Еще одна разработка инженеров – MAN PriTarder, так называется новый моторный замедлитель. Он гидравлический, сделан подобно трансмиссионному ретардеру, только установлен не на вторичном валу коробки, а на носке коленвала. Агрегат довольно компактен и относительно легок – около 80 кг. Зато весьма эффективен – способен поглотить до 600 кВт мощности торможения! Рабочее тело – охлаждающая жидкость двигателя. Энергия торможения рассеивается радиатором системы охлаждения. Управляется замедлитель, конечно же, электроникой. Грузовики и автобусы со львами на решетках радиаторов оснащены многими электронными устройствами, облегчающими управление. Адаптивный круиз-контроль АСС, система слежения за коридором движения LGS, ультразвуковая система контроля мертвых зон впереди автомобиля и по правому борту UGS.
Однако водителя эти умные системы не заменят, поэтому пора самому сесть за руль. Грузовиками и автобусами заставлены две площадки. Пока разглядывал новый 12-метровый междугородный автобус «Ситилайнер» и городской «Лайон», работающий на водороде (!), коллеги уже «захватили» машины. Остались легкая серия, знакомая с прошлого года, и… мусоровоз TGM. Интересная машина – низкая кабина с удобным входом, мощный двигатель D20, автоматическая коробка, кондиционер, на панели монитор, показывающий, что творится сзади. Набор опций, присущий легковому автомобилю представительского класса. Завел двигатель. Его и не слышно – стоит где-то за спиной. Управление гидромеханической коробкой «Эллисон» выведено на поворотный переключатель – можно спутать с кругляшом печки. Перевожу селектор в «D», чуть добавляю оборотов – и MAN пошел. Разворачиваясь, поначалу боялся наехать передним колесом на бордюр – здесь сидишь, как за рулем автобуса, но выстриженный газон остался цел. Маршрут проходит по улицам маленького, засаженного цветами австрийского городка. Жители с удивлением оборачиваются на бесшумно проносящийся трехосный грузовик. Время неурочное – мусор здесь убирают рано утром. Наши мусоровозы выглядят иначе, как, впрочем, и улицы…