Пластическая хирургия
Из кромешной темноты лабиринтов в свете прожекторов появились «вольво» серий FL и FE. Этим, видимо, шведы символизировали рождение новых грузовиков, их причастность к высоким технологиям.
Хорошим подарком конкурентам стал отказ «Вольво» от машин грузоподъемностью 3–5 тонн. Делать новые FLC с 4-цилиндровыми моторами не стали. Серия FL начинается с полной массы 12 тонн. В зависимости от исполнения это 6–7,5 тонны грузоподъемности. Есть три базовых варианта: L – полной массой 12–16 тонн, развозные и легкие строительные грузовики на шинах диаметром 19,5 дюйма. М – той же весовой категории и назначения, но оси выдерживают большую нагрузку, а колеса уже «взрослого» размера – 22,5 дюйма. Н – для тяжелой работы. Полная масса 18 тонн, распределение по осям 7100 и 11 500 кг. У FL широкий выбор колесных баз – от 3070 до 6800 мм, 15 размеров. Три типа кабин отличаются длиной и назначением. Короткая двухместная предназначена для городских перевозок. Удлиненная на 400 мм Comfort Cab оборудована узенькой спальной полкой, она раскладывается при откинутых вперед спинках кресел. Не «Глоубтроттер», конечно, но переночевать можно. У почти трехметровой Crew Cab два ряда сидений на экипаж в семь человек. Ее по достоинству оценят работники коммунальных служб, пожарные, полицейские и военные.
Полной неожиданностью стала новая серия FE. Злые языки утверждают, что это обычный PR-ход – мол, нового в ней мало и шведы пошли по пути «Мерседеса», разбив по тоннажу и назначению легкую FL и среднюю FM серии. Кроме того, умудрились сэкономить деньги: на FL и FE более дешевые кабины «Рено». Однако инженеры из Гётеборга говорят о преемственности, возрождении в новом качестве снятых с производства в 2000 году FM7. Во всяком случае, у «Вольво» теперь четыре основные серии грузовиков: FL, FE, FM и FH.
Назначение FE – региональные перевозки, работа в коммунальной сфере и строительстве. В отличие от FL, в семействе есть седельные тягачи для автопоездов полной массой до 44 тонн и трехосники 6х2 и 6х4. Двухосные шасси рассчитаны под полную массу 19, а трехосные – 26 тонн. Если сравнивать с FM – нет четырехосных машин, а схожие модификации получаются полегче. Меньшая снаряженная масса грузовиков – еще и результат применения новой 7-литровой рядной «шестерки». Для FL и FE двигатель один и тот же, но с разными настройками. Нынешний мотор «Вольво» «Регион Профи» D9 на 220 кг тяжелее новобранца D7Е. Весит всего 645 кг, а пиковой мощности в 320 л. с. вполне достаточно. Для легких модификаций он, конечно же, тяжеловат, хотя легче ветерана D6В, которому идет на смену. Интересно, что новичок не скандинавских кровей: это «Дойц» из-под Кёльна. Шведы владеют 10-процентным пакетом акций немецких моторостроителей, и те давно обеспечивают малыми дизелями строительное и морское направления «Вольво».
Не изменив схеме Р6, шведы, однако, поступились электронно-управляемыми насос-форсунками. Это первый мотор у «Вольво» с «коммон рейл». Дизель получился компактней, дешевле, но электроники меньше не стало. Без нее экологических норм не одолеть. А так – 18 грузовиков с Евро IV по загрязненности выхлопа соответствуют одному с Евро I. Конечно, если не считать за «грязь» углекислый газ. На вершину Евро V поднялись благодаря технологиям SCR – впрыском раствора мочевины в выпускную систему. Напомним, что на автомобили применение Ad-Blue пришло с тепловых электростанций, железнодорожного и морского транспорта. В порту Гётеборга довелось увидеть океанский лайнер с надписью SCR на белоснежной «выхлопной» трубе.
Некоторую ограниченность в выборе двигателя для FL и FЕ компенсировали широкой гаммой агрегатов трансмиссии. Тут предлагают две механические коробки ZF – 6- и 9-ступенчатую с демультипликатором или 6-ступенчатый «автомат» «Эллисон». И до 11 вариантов главных передач! Есть все, что может понадобиться в работе: блокировка дифференциала, гипоидные главные передачи или двойные, с планетарными редукторами. Подвеска – рессорная впереди, сзади чаще всего пневматическая. Тормоза только дисковые вентилируемые с электронным управлением EBS – даже для самосвалов. А дорогую и умную систему курсовой стабилизации ESP, которую три-четыре года назад ставили только на флагманские седельные тягачи FH, теперь монтируют и на шасси для мусоровозов и бетоносмесителей. Сложнее правильно заполнить путевую документацию, чем управлять таким грузовиком.
Однако все это разнообразие агрегатов спрятано под надстройками и кабиной. Несомненно, она самое яркое и неожиданное пятно на общей картине нового семейства. Грузовое отделение «Рено» с 2002 года принадлежит шведам. «Керакс» и «Премиум», от которых взяли кабины на FE, выпускают с 1996 года, а с 2000-го – «Мидлум», послуживший донором «головы» для FL. Утверждают, что она соответствует стандартам безопасности «Вольво». Дизайн, конечно, изменили, а «фасад» и вовсе не узнать. А ведь казалось, кабина – лицо грузовика. Оказывается, если понадобится, и его можно изменить. Пластические операции сейчас в моде.