Резиновая арифметика
Напрасно представители немецкого «Континенталь» уверяли журналистов, что пятый «НордФрост» обрел свой номер только в силу прогрессивности технологических решений – маркетинговая арифметика наверняка сыграла здесь свою роль. Впрочем, название шины наносят на боковину, а работает она совсем другим местом. Давайте посмотрим, что нового в рисунке протектора NF5.
ДРУГИМ ПУТЕМ
От оригинального протектора Gislaved NF3 здесь не осталось и следа. «НордФрост 5», скорее, напоминает «ВинтерВикингКонтакт 2», хотя и не повторяет его. Глубокая центральная канавка образована двумя продольными ребрами, однако не сплошными, а мелконарезанными – для лучшего сцепления на снегу. Густо иссечены синусоидами и боковые шашки. Чтобы многочисленные ламели не «расползались» под нагрузкой на асфальте, часть их снабжена «замыкателями» (выступами и ответными впадинами) каплеобразной формы, благодаря чему в крутом повороте они образуют цельную силовую структуру.
Сцеплению при низких температурах способствует и улучшенная резиновая смесь Nordic Silica, ну а вгрызаться в лед призваны известные нам «бриллиантовые» шипы (ЗР, 2005, № 12, с. 140); по утверждению немецких шинников, они на 11% эффективнее круглых.
Наибольшего выигрыша по сравнению с предшественницей NF5 достигла в управляемости посуху, а также в разгоне и торможении на льду (данные производителя). Минимальный прирост – в управляемости на льду и торможении на мокром асфальте (см. рис.). Ну а сравнить новинку с изделиями конкурентов мы смогли воочию, на ледяном озере близ шведского городка Идре.
В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ
Говорят, дома и стены помогают. Создатели «Гиславеда» выбрали для «сражения» историческую родину этих шин, а носителями – автомобили «Вольво».
По дороге к полигону удалось оценить поведение новых покрышек на асфальте – местами сухом, местами припорошенном снегом или покрытом корочкой льда. Шум от шипованных колес, конечно, нельзя не ощутить, но субъективно он оказался даже меньше, чем ожидал. Убедившись, что в спокойном режиме шины ведут себя вполне надежно, провоцирую скольжение. Но прибавление газа и торможение даже на дуге не вызывают резких срывов: автомобиль послушно разгоняется и тормозит, почти не смещаясь с траектории. Впрочем, не будем забывать об электронике, которая здесь полностью не отключается.
На замерзшем озере картина иная: извилистая снежная трасса с ледяными поворотами и глубокими промоинами перед высокими брустверами позволяет оценить шины во всех зимних ипостасях. Не обманули производители: уверенный разгон на новом «Гиславеде» возможен и без вмешательства «тракшн-контроля», как и торможение – без ABS. А вот высокая скорость в ледяном повороте вызывает медленное, но неумолимое сползание наружу – вытащить в таком режиме машину непросто, сцепление в поперечном направлении могло бы быть и повыше. Зато на укатанном снегу шина работает отлично, быстро и предсказуемо реагируя на газ, тормоз и поворот руля.
Конкуренты в целом выглядели слабее, хотя главный северный соперник выступил очень достойно. Последнее слово – за рынком, и тут «Гиславед» традиционно выигрывает благодаря взвешенной ценовой политике. К ближайшей зиме «НордФрост 5» появится в 13 типоразмерах: от 155/65R13 до 245/40R18 (оба «крайних» размера – новинки в ассортименте). К следующей зиме прибавятся еще 14, но пока (в переходный период) в этих размерах продолжат выпускать «НордФрост 3». Вместо круглых шипов NF3 получит овальные – быть может, это поднимет интерес к полюбившейся модели, которая скоро сойдет со сцены.