Масса покоя

Масса покоя

Желающих самим поупражняться с монтажными лопатками нынче немного – благо профильных мастерских предостаточно. Важно лишь не ошибиться в выборе.

СНЯЛ-ПОСТАВИЛ

Если потеря давления в шине не связана с дефектом золотника или чересчур плотной парковкой к бордюру (когда покрышку отжимает от обода и в стыке образуется щель), колесо придется снимать. Способов вывесить автомобиль – великое множество, но в мастерских прижились лишь два: с подкатным домкратом или специализированным подъемником. Последний дороже, но экономит силы мастера и время клиента. Впрочем, если вы не торопитесь… Точно такой же эффект дает пневмогайковерт в сравнении с обычным баллонником.

К сожалению, классический инструмент бессилен перед заваленными гранями и секретками без ключа. В отсутствие специальных приспособлений (типа наружных экстракторов) в ход пускают зубило, дрель и газовый ключ. При известной сноровке диск практически не страдает, если только спец не использовал сварку. Для стальных колес способ более-менее приемлем, а для легкосплавных, увы, нет – местный нагрев им противопоказан. Отдельные экземпляры продолжают крепко сидеть на ступице и без крепежа – их приходится уговаривать с помощью резиновой кувалды. Дабы в будущем не потеть понапрасну, привалочные поверхности дисков при установке обрабатывают специальным составом (так называемой «жидкой бронзой») – он не позволяет окислу склеивать независимые детали.

Снятое колесо хорошенько моют – чистота нужна не только хирургам. Рецидив может возникнуть, если песок, например, занести на герметизирующие поверхности. Кстати, автоматические мойки замкнутого цикла предпочтительнее ручных – меньше грязи разносится по помещению.

Далее – диагностика. Кое-где предпочитают особую пенообразующую жидкость. Ее заливают внутрь подозрительной покрышки и создают давление, определяя место прокола по выделяющимся пузырям. Большинство, однако, пользуется не менее эффективным дедовским методом, погружая колесо в ванну с водой. Пометив прореху шинным мелком, мастер приступает к разборке.

Даже в самых захудалых мастерских нынче есть шиномонтажные станки. Вот только эксплуатируют их по-разному – все зависит от отношения к делу и квалификации. Отжать борт «плугом» с пневматическим приводом – невелика хитрость. Главное, сгоряча не наломать дров, оторвав заодно встроенный датчик давления, который порой прячется возле вентиля.

Колесо на станок нельзя крепить абы как – из всех вариантов следует выбрать правильный. Скажем, можно зафиксировать обод, расперев его лапами зажима изнутри. Правда, зубья лап в этом случае обязательно поцарапают диск. Легковые колеса зажимают снаружи – с этой стороны у лап пластиковые вкладыши. Они сменные, двух видов – для стальных или легкосплавных дисков. Остальные детали станка с ободом не контактируют, но к нечаянной встрече готовы – защитные вставки есть и у них. Для «особо нежного литья» существуют даже полностью полимерные запчасти, но это уже из того, что называют перебором.

Перед сборкой обязательно заменяют вентиль, чтобы дефект копеечной детали не заставил повторять процесс. Затем, взяв в руки покрышку, требуется… внимательно изучить текст на ее боковине! Полученным указаниям стоит следовать неукоснительно – направленный или асимметричный рисунок наоборот работать не будет! Для облегчения монтажа полки обода (а если покрышка достаточно широка, то и сам обод), а также бортовые кольца покрывают монтажной пастой. Достойных заменителей нет – масла и смазки разрушают резину, а мыльная вода не способствует дополнительной герметизации стыка. Но и с пастой популярные ныне низкопрофильные шины в одиночку не смонтировать – у них недостаточная эластичность узкого борта. На хороших станках есть специальное приспособление – «третья рука». Оно не только подспорье мастеру, но и снижает нагрузку на монтажную лапу. Очень полезная опция!

Непросто закачать в собранное колесо воздух – сплющенные борта не желают прижиматься к закраинам. По старинке щель перекрывают эластичным резиновым кольцом, автоматически слетающим после посадочного хлопка. Обладателям современного оборудования оно ни к чему – сопла, расположенные на монтажном столе, по команде мастера подают в зазор мощные струи воздуха, создающие тот же самый эффект.

ТЕЛО ВРАЩЕНИЯ

Собранное и накачанное колесо проверяют на профпригодность – как оно поведет себя в деле. Из основных признаков брака необратим только один – силовая неоднородность покрышки. Дефект связан с качеством изготовления и проявляется лишь в контакте с дорогой – с каждым оборотом колесо как бы наезжает на кирпич. В шиномонтаже его могут попросту не найти – специализированное оборудование обычно встречается в исследовательских центрах. К счастью, коварный брак с некоторых пор перешел в разряд редких.

Куда проще обнаружить нарушение геометрии – «восьмерку» или радиальное биение хорошо видно на глаз. Чтобы оценить его в цифрах, используют балансировочный станок с лазерным измерителем (довольно распространенная, несмотря на пугающее название, вещь). Научный подход хорош всем: помогает выявить основной источник неприятности (диск или покрышка), дает возможность оценить степень отклонений (читай, целесообразность ремонта) и, наконец, позволяет сравнить результат до и после правки колеса. Чтобы избежать неожиданностей, голый диск лучше прокрутить заранее – лишние хлопоты ни клиенту, ни мастеру не нужны.

Самый распространенный и легко устранимый дефект – массовая неоднородность или, проще говоря, дисбаланс. Здесь без хорошего балансировочного станка не обойтись – выросшие в последнее время скорости и размеры колес обозначили новые требования к оборудованию. Конусы с прижимным пятаком постепенно уходят в прошлое – обувь для быстроходных автомобилей им не по зубам. Куда предпочтительнее адаптер, имитирующий положение колеса на ступице. Заодно решается извечный вопрос о центрирующих поверхностях, поскольку оба претендента (центральное отверстие и конусы крепежных болтов) участвуют в процессе на равных.

Особого мастерства здесь не требуется – умная машина сама укажет, куда и какого достоинства грузики надо установить. На стальной обод их крепят, как правило, с помощью пружинок – прочно и технологично. С легкосплавными такое, скорее всего, не пройдет – изделие может потерять привлекательность в глазах владельца. Мало того, красоты ради кусочки свинца нередко стараются замаскировать, например, на полке за спицами – любой мало-мальски приличный станок снабжен соответствующей программой. Прицепить их там некуда – приходится клеить. Соединение довольно надежное – старый грузик обычно срезают ножом. Главное, чтобы клеевая основа соответствовала условиям эксплуатации – «нашу» отличает защитная пленка синего цвета.

Нормой профессионалы считают два груза на колесо (по одному на сторону) массой не более сорока граммов каждый. Если с первого раза достичь результата не удалось, прибегают к оптимизации – совмещают самое тяжелое место покрышки с самым легким у колеса. Дело трудоемкое, зато благодарное – чаще всего удается существенно разгрузить обод.

Если все сделано правильно, финишная балансировка (устранение дисбаланса колеса, установленного на автомобиль) уже не понадобится. В крайнем случае лучше заменить дефектную ступицу.

ВРАГ ХОРОШЕГО

Рынок берет свое. Особенно в смысле цен – самые плохонькие мастерские уже вплотную приблизились к лидерам. «Шарашмонтаж» по этому показателю скоро не отличишь от «МВО»! Приходится ориентироваться по иным признакам.

Нынче и здесь все начинается с вешалки – для клиента должно быть отведено место. Конечно, можно и постоять, обойтись без кофе и телевизора – но кто же после поверит, что этот шиномонтаж не уступает конкурентам?

Хороший знак – хотя бы относительные чистота и порядок. От грязнули трудно ждать прока. Оборудование должно быть ухоженным, а лучше, если оно еще и современное. Доброй приметой служит и полка с початыми банками фирменной автохимии. Если не поскупились, значит, работают без «соплей».

Чем шире спектр услуг, тем лучше. У «кулаков» подход к делу обстоятельнее. Но самое все-таки главное – надежно прикрученное колесо. Все остальное – поправимо.

Редакция благодарит ООО «ШИНТЕК» за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в