Российские вседорожники: На всех парах по холоду
Еще накануне здесь было просто рассыпчатое белое безмолвие – звериные следы и прочие возбудители охотничьего азарта. Однако погода, словно подтрунивая над нами, встретила моросью, затем опять подморозило. И вот машины, с хрустом проламывая ледяную корку, как ледоколы, режут наст, оставляя глубокие, в полколеса, колеи. Отключены все, какие можно отключить, электронные системы, а значит, буксуют колеса, нагружены моторы и вентиляторы, беспрестанно машут дворники. Водители вкалывают изо всех сил – ведь автомобили мотает из стороны в сторону. Понятно, больше всего достается машинам, поэтому каждые 15–20 минут, а иногда и чаще лидирующая останавливается, уступая место следующей. Задача – выдержать темп, но не застрять, не перегреть трансмиссию и не допустить, чтобы закипели моторы... В тесте определяем выносливость, проходимость автомобилей, а еще эффективность отопителей.
НАША ЦЕЛИНА
4-е место. «КИА-Спортидж». Хвалю его неторопливый, но «моментный» и словно приспособленный как раз для таких упражнений двигатель. У этого дизеля почти тракторная тяговитость! Удобны «длинная» педаль акселератора, плавность работы и терпение самого обычного автомата. Немного настораживают разве что затяжные паузы при переключениях с первой на заднюю – это когда буксуешь в снежном плену. Но ведь вседорожник он никакой.
Виной тому довольно «слабая» электронная муфта (корейский аналог «Халдекса»), отвечающая за своевременное подключение задней оси. Достаточно проехать всегото 500–700 метров по снежной целине, как загорается тревожный желтый символ на передней панели, и вскоре «Спортидж» останавливается, в одно мгновение превращаясь в переднеприводный. Задняя ось все же иногда включается, но тем самым она вносит сумятицу в ощущения, а значит, и в действия водителя: чего ждать в следующее мгновение? Автомобиль только что ехал равномерно, но, вмиг сделавшись моноприводным, зарывается все глубже.
А ведь потенциальные возможности кроссовера очень неплохи. В чем убедился случайно. В какое-то мгновение муфту, судя по звонкому удару в трансмиссии, просто подклинило, и «Спортидж» вдруг превратился в настоящий танк – с небывалой легкостью пошел крушить сугробы! Тут бы радоваться, да волновало уже совершенно другое: как его отремонтировать в таких-то полевых условиях? Обошлось!.. И снова все то же: 500 метров – мигающий желтый символ – длительная остановка для охлаждения трансмиссии. Больше таких встрясок не захочешь. Из-за всех этих шоковых «радостей» КИА с его высоким потенциалом отодвигается на последнее, четвертое место в конкурсе «Проходимость».
3-е место. «Шкода-Йети». Совсем не бойцовской и не вседорожной внешности автомобиль удивил своими возможностями. Легкий, подвижный и послушный, он поначалу без особого напряжения соперничал с куда более внушительным «Тигуаном». А иной раз смотрелся даже предпочтительнее: все водители отметили, что он свободнее преодолевает сугробы, понятнее в критические моменты. Возможно, тому есть объяснение: у «Шкоды» ручная коробка и масса поменьше. Постепенно «Йети» даже начал выходить на лидирующие позиции в тесте.
А что! Гибкий и энергичный, хотя и не очень «моментный» на низких оборотах, бензиновый двигатель демонстрировал температурную стабильность. Даже хорошенько постаравшись и доведя стрелку термометра до красной зоны, в последний момент слышишь, как на помощь мотору приходит мощная вентиляция, возвращая систему охлаждения в нормальное состояние. Залог сбалансированного поведения – понятная управляемость, которой разве что немного мешает взбалмошная электронная система стабилизации. Ты ее вырубаешь, а она в глубоком снегу все норовит воспрянуть и помочь вернуть ерзающий, буксующий автомобиль в прямолинейное положение. Так и едем – боремся и со снегом, и с электроникой. Мало того, еще и коробка передач озадачивает посредственной четкостью и совсем не фольксвагеновской угловатостью, тяжеловесностью работы. К тому же слишком близко расположены первая и задняя передачи, и оттого водители, пытаясь раскачать вперед-назад застрявшую машину, нередко ошибались при переключениях.
Когда у «Йети» вдруг пропали тормоза, никто не придал этому большого значения: наверное, набилось много снега... Но вот завершен маршрут, выколочены из колесных арок и подкапотного пространства килограммы льдышек, а тормозная педаль по-прежнему почти каменная. Чтобы хоть сколько-нибудь замедлиться, на нее приходится давить так, что нога дрожит от напряжения! Неисправен усилитель? Все куда примитивнее. Оказалось, от высокой температуры склеилась пластиковая трубка, соединяющая вакуумный усилитель и двигатель. М-да, проглядели чешские испытатели слабое место... Опасный без преувеличения дефект отбросил «Шкоду» на предпоследнее место в нашем рейтинге.
Первый комментарий от фирмы мы получили. Но, думаем, еще вернемся к обсуждению этой неполадки.
КОММЕНТАРИЙ SKODA AUTO RUSSIA
Установленный на «Шкода-Йети» двигатель не является принципиально новым. Его ставят и на другие автомобили концерна «Фольксваген», в том числе на «Шкоду-Октавия» и «Суперб». С подобной проблемой «Шкода» сталкивается впервые.
Изучив обстоятельства возникновения деформации трубки, предполагаем, что ее первопричиной является эксплуатация транспортного средства в нештатном режиме, выразившаяся в том, что забитая решетка радиатора не обеспечивала необходимое охлаждение двигателя. Это приводило к его перегреву. Руководство по эксплуатации четко прописывает алгоритм действий при перегреве: заглушить двигатель, проверить уровень охлаждающей жидкости и отслеживать температуру двигателя после его охлаждения, которое осуществляется вентилятором. В случае повторного роста температуры руководство предписывает прекратить движение и вызвать специалистов из сервиса. В рамках данного теста имел место неоднократный рост температуры, близкой к предельным значениям, который и привел к деформации трубки из-за чрезмерного нагрева.
Таким образом, крайне маловероятно, что подобный дефект проявится на автомобилях наших клиентов. Тем не менее, считая безопасность приоритетным направлением в нашей работе, мы сочли необходимым оповестить наших коллег в головном офисе о возникшей проблеме и предоставили наши рекомендации по ее комплексному решению, пусть даже она вызвана нештатной ситуацией.
2-е место. «Фольксваген-Тигуан» год назад в подобном тесте уже участвовал, и мы критиковали его за то, что перегревался двигатель. Производитель учел замечания?
Автомобиль по-прежнему серьезен, добротен и отлично защищен. Он безукоризненно вписывается в бездорожье. Тяговитый, с характером мотор позволяет точно дозировать крутящий момент на ведущих колесах, надежен автоматически подключаемый полный привод, не дающий сбоев ни при каких обстоятельствах. Даже причуды коробки, в ручном режиме то и дело норовящей переключиться с первой на вторую, не особенно мешают – лишь подчеркивают излишнюю самостоятельность автомобиля. Да, «Тигуан» инертнее «Йети», спокойнее относится к командам водителя, не столь изящно выруливает из сложных ситуаций, каждый раз словно взвешивая возможности – свои и водителя. Но в целом машина ведет себя понятно и прогнозируемо, к тому же, в отличие от прошлогодней версии, эта не так стеснена рамками электроники. По крайней мере, здесь нет постоянных шкодовских одергиваний системы стабилизации, даже при движении почти боком.
Перегрев двигателя? Поначалу события развиваются по прошлогоднему сценарию. Температура охлаждающей жидкости медленно, но верно ползет в красную зону, и после 20–25 минут движения раздается звуковой сигнал, а на экране монитора появляется предупреждающий символ. Кипит? Нет, пока это сообщение о чрезмерной нагрузке. А через пару секунд стрелка стремительно возвращается в рабочую зону – можно продолжать движение. Что же, на этот раз «Тигуан» уверенно занял второе место.
А НУ-КА, ПОДНИМИ!
Проходимость автомобилей, в том числе и кроссоверов, определяется не только возможностями двигателя и трансмиссии. Как правило, все это плотно увязано еще и с ходами подвесок: чем их величина больше, тем увереннее автомобиль движется, например, по пересеченной местности. В поисках подобных отличий воспользовались специальным стендом, где смоделировали диагональное вывешивание одного из задних колес. При этом мы измерили ход подвески… нет, скорее высоту моделируемого препятствия... Словом, величину, равную такой высоте подъема правого переднего колеса, при которой наступает полный отрыв заднего, причем опять-таки правого.
1-е место. «Шевроле-Нива» оказалась в снегу лучшей – в этом и не сомневался никто. Полноценная понижающая передача, внушительный дорожный просвет, да и геометрия что надо. Пожалуй, в номинации «Проходимость» этот автомобиль – точка отсчета.
Попробуем сначала на равных, без блокировки и демультипликатора. Вот тебе раз! Несколько метров пройдено нахрапом... и «Нива», словно выдохшись, тяжело останавливается. Педаль газа в полу, но мотор теряет обороты и в конце концов глохнет. Нет, так не пойдет, уж очень велик риск остаться без сцепления! Включаем все, что нужно, – ситуация сразу меняется, «Нива» превращается в полноценного «проходимца», довольно живо реагирует на нажатие акселератора. Этой машине тоже нелегко: как и у конкурентов, гуляет стрелка указателя температуры. Но периодически раздающийся могучий гул дополнительного вентилятора зычно извещает: все под контролем!
Неплох автомобиль и в управлении: поведение «Нивы», не имеющей системы стабилизации, понятно и предсказуемо. Здесь, пожалуй, меньше всего рысканий (сказывается межосевая блокировка), а значит, меньше нагрузка на водителя. Зато вибраций хватает, особенно в сравнении с холеными соперниками. Самая характерная, в районе заднего моста, появляется, когда машина едет на грани застревания. С одной стороны, она мешает, а с другой – хорошо информирует. Вот откуда-то из-под заднего сиденья раздается характерное «бахбахбах» – и сразу понятно: зарылся глубоко, нужно менять траекторию. Но в итоге едет машина просто, надежно да еще и с некоторым запасом. По проходимости у нее лучший результат – первое место.
ЗАМЕРЗНУТЬ, ЧТОБЫ СОГРЕТЬСЯ
Теперь оценим эффективность отопления и вентиляции. До поры до времени машины кажутся вполне комфортными, особенно имеющие климат-контроль (то есть все, кроме «Нивы»). А что с логикой управления? В «Шкоде» блок показался ужасно неудобным: неудачно (слишком низко) расположен, мелкие символы и клавиши. Первые проблемы появились уже в ходе заездов на проходимость. Досталась своя порция критики и «Спортиджу», который в автоматическом режиме далеко не всегда справлялся с запотеванием стекол, а вдобавок во время долгой стоянки пропускал в салон едкий дизельный выхлоп. Еще больше замечаний получила «Шеви-Нива»: у нее плохо распределяются потоки в направлении «голова – ноги», а вентилятор больше шумит, чем дует. Меньше всего предварительных нареканий у «Тигуана». Он заслужил разве что упрек в излишней потливости при штурме снегов.
Итак, в промороженных за ночь машинах с климатиками выбираем режим «Авто» и максимальную температуру воздуха, подаваемого в салон. Ну а в «Ниве» приходится греться по старинке: вторая скорость вентилятора и распределение потоков в направлении «голова – ноги». Термометры расположены в голове и ногах водителя и заднего правого пассажира. Посмотрим, что получается?
4-е место. «Шкода-Йети». Когда через полчаса бойкой работы мотора на градуснике в ногах водителя лениво высветилось –12ºС, подумали – неисправность. Причем не системы отопления, а термометра: ведь за бортом на два градуса теплее. Но оборудование в порядке, а самое «горячее» место (+4...+5ºС) в этом автомобиле оказалось близ головы заднего пассажира. Даже через час работы двигателя в салоне не стало жарко. Вывод: последнее, четвертое место. Мораль: не хотите замерзнуть – грейте этот автомобиль только на ходу.
3-е место. «Шевроле-Нива». Ох уж это распределение потоков! Печка греет, но результат... Возможно, необходимы какие-то хитрые регулировки заслонок или очень индивидуальный подход к системе вентиляции. Увы, даже когда регулятор направления потоков располагается ровно посредине между головой и ногами, тепло все равно идет вверх. Там оно в итоге и собралось, оставив ноги водителя и пассажира в зоне отрицательных температур. В этой номинации у «Нивы» лишь третий результат.
2-е место. «КИА-Спортидж». Ай да дизель! Не ожидали от теплолюбивого «корейца» такой прыти. А он взял да и уел обе бензиновые машины, за полчаса прогревшись до вполне приемлемых положительных температур. Конечно, в салоне «Спортиджа» не стало жарко. Честно говоря, работай мотор еще час или два, температура внутри осталась бы примерно такой же. Но главное достигнуто: можно, не боясь простудиться, скинуть верхнюю одежду. Именно поэтому отопителю КИА, невзирая на некоторые огрехи, присудили заслуженное второе место.
1-е место. «Фольксваген-Тигуан». Секрет лидерства прост: на нашей машине автономный подогреватель системы отопления. Его нельзя запустить отдельно, однако при прогреве двигателя он включается автоматически, наглядно доказывая полезность подобной опции – по крайней мере, для холодных регионов. Результат восхитил: мы задали 29ºС, а машина практически достигла их за полчаса прогрева. Бесспорное первое место!
СВИДЕТЕЛЬСТВА БЛАГОНАДЕЖНОСТИ
Категоричных выводов делать не станем. У каждой машины есть сильные стороны. Но порой они – продолжение слабостей. «Шеви-Ниву» с явно маломощным мотором и очень уж отечественными повадками трудно без оговорок ввести в компанию современных кроссоверов. Как ее ни модернизируй, все равно она особняком. Однако на настоящем бездорожье машина, конечно же, окажется далеко впереди. Пусть медленная, немного неказистая, но прекрасно подготовленная геометрически и достаточно выносливая.... Кстати, именно «Ниве» в этом тесте приходилось тягать застрявшие машины, первой прокладывать тропинки к местам съемок. Словом, делать черновую работу, не пугая водителя перспективой что-то повредить или оторвать. Это ведь тоже нужно!
Диву даешься, как в «Шкоде-Йети» уживаются отличные ездовые качества и столь провальные результаты в отдельных номинациях. Может, устранение выявленных недостатков – всего лишь вопрос времени? Мы, кстати, очень просто решили проблему с тормозами: думаем, от нее навсегда избавил «Шкоду» установленный взамен фирменной трубки резиновый шланг, купленный в ближайшем магазине рублей за сто.
Когда «КИА-Спортидж» вскоре после старта первого испытания застрял, мы не надеялись, что в итоге этот автомобиль оставит неплохое впечатление. Конечно, он и вездеход так себе, никакой, и фары светят посредственно, и дизель прытью не выделяется. Зато в нем есть повседневное удобство, понятность, простота и строго дозированная полноприводность, позволяющие легко приспосабливаться к машине. Согласитесь, для автомобиля на закате карьеры это очень неплохие рекомендации. Вот добавить бы к перечисленному немного вседорожной стойкости... А без нее и «кореец», и «Йети» в этом тесте, увы, аутсайдеры, сошедшие с дистанции каждый по-своему.
Вот «Фольксваген-Тигуан» в этот раз выступил без помарок, а замечания к нему в основном житейские. Некоторым он показался резковатым в управлении на снежно-ледовом покрытии, кому-то – слишком самостоятельным. Но, как правило, с этим автомобилем всегда находишь общий язык, каждый раз открывая достоинства многих инженерных решений.
ЧЕЛОВЕК НА ОБОЧИНЕ
Какой светит ярче? Провели мы и такое сравнение. Принято считать, что ксеноновые фары – панацея от всех или почти всех ночных неприятностей: светят ярче, граница светового пучка четче. Не будем сразу опровергать бытующее мнение, но отнесемся к нему критически.
Точка отсчета на сей раз – «Фольксваген-Тигуан» с ксеноновыми фарами. Самый терпеливый представитель тестовой группы встал на обочине в свете фар так, чтобы его видел водитель. Расстояние до объекта составило около 65 метров. Ну а потом место «Фольксвагена» поочередно занимали остальные. Что получилось – отлично видно на фото. Осталось распределить места и дать небольшие комментарии.
ЗА ЧТО ЦЕПЛЯТЬ ТРОС
Кто из нас в поисках ловко спрятанной буксирной проушины не вспоминал добрым словом машины прошлого: достал веревку, зацепил за «ухо», дернул. А нынче надо аккуратно открыть потайной лючок на бампере, и не дай бог потерять крышечку… Иногда подготовка занимает больше времени, чем сам процесс буксировки. А если машина по двери в снегу и ее придется дергать то вперед, то назад? Вот и решили присмотреться повнимательнее, благо паркетники к этому располагают.