Бег с препятствиями
Во многом ущербная система гонок времен СССР, по крайней мере, была внятной и стабильной. После ее развала, сопровождавшегося потерей трасс и производителей спортивных машин, началась пора экспериментов, которая продолжается и по сей день. Пятнадцать лет – вроде бы срок немалый, многое можно успеть. Перемен и в самом деле хватает, но вот главные проблемы начала 90-х (за малым исключением) не разрешены и поныне.
ОПТИМИЗМ НА ОСЕННИЙ ЛАД
Каждый новый сезон начинается с полных оптимизма заявлений. Весной обещали две новые трассы, новый класс машин – прототипы «Феникс», гоночные серии щеголяли календарями по семь, восемь, девять этапов! Планировали даже гонки в Риге на достопамятной трассе «Бикерниеки». А что получили? Визит в Латвию, увы, не состоялся, как принято говорить, «по ряду объективных причин». Добавим, что оборвалась и дружба с эстонским «Пярну-рингом», где год назад успешно гостила наша «Суперсерия». Из новых трасс построили лишь одну. Казанская стройка отстала от графика, и Татарстан в этом году кольцевиков не примет. Сентябрьский «Кубок Москвы» на Воробьевых горах градоначальники неожиданно отменили, и все три российские гоночные серии вынуждены завершать сезон на одном-единственном автодроме «Москва»! Красивые календари пришлось спешно перекраивать с учетом «обстоятельств»…
Наконец-то решилась и судьба «Невского кольца». Стадион им. Кирова, у стен которого проложена трасса, до конца года полностью демонтируют и на его месте возведут комплекс с рабочим названием «Космический корабль». Проект японского архитектора Кишо Курокавы, победивший в конкурсе, включает также и трассу для автогонок. Сроки? Руководство футбольного клуба «Зенит» надеется, что сезон-2009 команда начнет на новом стадионе. Трасса, скорее всего, запоздает, так что Питер выключен из кольцевой жизни надолго.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Трудности с трассами носят глобальный характер и завязаны на нездоровой еще экономике страны. Горстке энтузиастов вряд ли по силам их одолеть. Но есть проблемы локальные, сугубо внутренние. Что мешает справиться с ними? Речь прежде всего о борьбе с «химиками». «Химик» в автогонках – это пилот, который готовит технику к соревнованиям с нарушениями правил, да так, что это порой не обнаружишь даже при самом тщательном контроле. Чуть ли не каждый год наше «кольцо» содрогается от «химических» скандалов.
В прошлом году отличился «Кубок Lada»: в моноклассе, где все машины априори одинаковы, после одной из гонок дисквалифицировали почти всех финишировавших. Причина общая для всех – нарушения в подготовке выпускной системы. А в нынешнем сезоне – неприятный прецедент в «Туринге-Лайт». Попали под подозрение распределительные валы в машинах нескольких пилотов, в том числе организатора серии RTCC Сергея Крылова и победителя двух этапов Тимура Садрединова. Обязательное пломбирование двигателей, принятое в этом классе, оказалось бессильным...
Чтобы докопаться до истины, пришлось даже направлять запрос в ФИА. Через месяц пришел вердикт: распредвалы, действительно, противозаконные. В итоге аннулирован результат нарушителей, пересчет очков и… полное преображение турнирной таблицы! Справедливость, в конечном счете, торжествует. Но каковы издержки? На подиумах красовались те, кто вел нечестную борьбу, а болельщики на трибунах и телезрители полгода созерцали это безобразие. От схожих подозрений, пусть и недоказанных, не свободны и другие классы машин. «Химиков» эпизодически выявляют и примерно наказывают, но соблазн опередить других таким образом слишком велик. Ведь даже в формуле 1, где технический контроль не чета нашему, находятся подобные «смельчаки»: в этом году, например, уличили «Хонду» (бензобаки с «двойным дном») и «БМВ-Заубер» (гибкие задние антикрылья). В России же, по примерным оценкам, раскрывают не более половины «химии» – не хватает оборудования, недостаточна квалификация технических комиссаров. Иные «химики» годами успешно ускользают от разоблачения – все знают, что у них рыльце в пушку, но доказать не могут. Что же, так и будем жить дальше?
ОТКУДА БЕРУТСЯ БАРЬЕРЫ
Еще одна проблема: «когда в товарищах согласья нет». Казалось бы, все тянут общий воз, и тянуть его надо в одну сторону. Однако постоянно возникают разногласия: между организаторами серий, между организаторами и спортивными властями и даже «клановые» – внутри классов машин.
Так, сегодня мы видим технику все того же «Кубка Lada», где год назад этапы собирали до 50 (!) пилотов, поделенную между RTCC (класс «Национальный») и НГСА. Еще вышел на арену и «Кубок Kalina»: пилоты, раньше обитавшие в «Кубке Lada», растеклись теперь по трем классам. «Эффект» налицо: во всех трех – не очень интересная и предсказуемая борьба. Сомнительно, что завод, выпускающий «лады», что-то выигрывает от подобного показа своей продукции. Ведь ничто не мешает объединить всю эту технику в одну группу, благо параметры почти стандартных «восьмерок», «десяток» и «калин» весьма близки. Вот было бы загляденье! Может, и не беда, если модные «калины» иногда проиграют старожилам?
Пример под рукой – тот же «Туринг-Лайт». Изначально это были гонки одинаковых «фольксвагенов-поло». Стоило дать добро на присоединение к ним других марок и моделей, как класс засверкал именами и красками. На сегодня он самый массовый – 30 пилотов! А «Кубок Lada» вместе с лидерством по числу участников утратил и зрелищность, и значимость – теперь медалей чемпионата здесь не вручают, только призы, учрежденные заводом и спонсорами. Словом, кольцевое дело двигалось гораздо лучше, если бы сами участники процесса не ставили себе препятствия.