Там, где нас нет
НАШ ЧЕЛОВЕК В ДЮССЕЛЬДОРФЕ
Первые впечатления – благостные, кругом спокойствие, доброжелательность. Служащие таможни, аэропорта, полиции с безмятежными лицами выполняют свою работу. Ни тени напускной важности. Все функционирует без напряга. Только спустя какое-то время выяснилось, что причин для стресса у немцев тоже предостаточно. Это, например, страх потерять работу или понести ответственность за нарушение существующего уклада, будь то правила дорожного движения или общественного порядка. Раздражение ростом цен на бензин и ростом налогов, пробками на дорогах, да мало ли… Высокая плотность населения и, соответственно, необходимость уважать того, кто рядом, выработала привычку у коренных жителей держаться рамок, ими же выработанных. Вот только рамки эти совершенно не волновали большую часть моих земляков, приехавших сюда из разных уголков нашей необъятной страны…
САМИ МЫ НЕ МЕСТНЫЕ…
Мы привезли с собой не только нашу культуру, но и наше бескультурье, которое многие почему-то гордо выдают за национальное понимание свободы… Пока оформлялись необходимые документы, мы жили в лагере для переселенцев, где впервые и познакомились с немецким укладом жизни и общественным порядком. И еще – с большой, удобно ложащейся в руки щеткой, с огненно-рыжей, почти красной щетиной, для уборки улиц.
Регулярно, по пятницам, в одно и то же время мужскую часть нашего «пионерлагеря», снабдив рыжими щетками, выводили на уборку улиц квартала, где мы проживали. Бывшие преподаватели вузов, плечом к плечу с бывшими рабочими, бизнесменами и простыми деревенскими алкашами, крепко зажав в руках «рыжих подруг» и поругивая здешний «орднунг», выметали невероятное количество мусора, скопившегося за неделю и появившегося… благодаря, по меньшей мере, половине из подметавших. Просто праздник, начавшийся в России как проводы на новую родину, плавно перетек в празднование новообретенной свободы, а затем – в затяжную пьянку со всеми вытекающими последствиями. Это, увы, типичный пример. Во всех переселенческих лагерях по всей Германии ситуация выглядит примерно одинаково. Именно здесь я прочувствовал в полной мере всю глубину истины:
ЧИСТО НЕ ТАМ, ГДЕ УБИРАЮТ, А ТАМ, ГДЕ НЕ ГАДЯТ!
Как же обстоит дело с уборкой и чисткой дорог от опавшей листвы, льда, снега, последствий аварий и неизбежного строительного мусора при ремонте дорог и возле строек? Все дороги, от простых улиц до автобанов, делятся по классам уборки: A, B, C, E и G. Не буду вдаваться в детали классификации, остановлюсь только на наиболее интересном. Первое – стоимость очистки, она колеблется от 3 до 11,76 евро за квадратный метр проезжей части или тротуара. Сказки про то, как в Германии повсюду моют дороги шампунем, далеки от реальности. Специальные моющие средства применяют лишь локально, иногда при удалении небольших масляных пятен после ДТП, иногда в маленьких населенных пунктах, для мытья прилегающих к домам частных территорий. Поэтому, как ни парадоксально, деревни выглядят чище, чем города.
Зато парк уборочных машин очень разнообразен: от совсем крошечных пылесосов на колесах до больших чистящих и моющих авто. Ну а финальную точку при уборке любых улиц ставят, конечно же, славные ребята с большими рыжими щетками!
На примере Дюссельдорфа могу привести такие цифры: на чистку, мытье улиц и дорог тратится примерно 28 миллионов евро в год, из них бюджетных – лишь около пяти. Оставшиеся 23 миллиона коммунальные службы получают, взимая плату с тех, кому дороги принадлежат. В Дюссельдорфе общая их протяженность составляет тычячи километров и каждый из них чистят несколько раз в неделю. Причем не только «снизу». Так, 280 работников одной только фирмы AWISTA обрабатывают за год около 50 000 придорожных деревьев и вывозят на перерабатывающие фабрики примерно 17 000 тонн сжигаемого мусора, по 70 тонн за рабочий день. Работа тяжелая, но… считается в Германии престижной и уважаемой.
Помимо этого, очистка дорог и содержание их в чистоте закреплены законодательно, а закон в Германии – это Закон! Правила дорожного движения, например, обязывают всех водителей, выезжающих с грунтовых дорог или стройплощадок на асфальт… убирать за собой остатки грязи, вынесенной колесами их машин. За невыполнение грозят (и реально взимают!) весьма большие штрафы. Минимальный – 500 евро! Очень часто на строительных площадках содержат специальных работников, убирающих всю грязь за автомобилями, что здорово экономит более дорогое время водителей.
Частники занимаются мойкой своих авто по мере надобности, но довольно часто. (Здесь ходит шутка, что если не смачивать привыкшие к сырому климату немецкие автомобили, то они могут рассохнуться!) Впрочем, «занимаются» – сильно сказано: мыть автомобили разрешено только на автомойках. Стоит процедура от 3 до 10 евро. А потому самые экономные покупают автомобили серебристого цвета. На них грязь и пыль не так заметны, а дождик помоет машину не хуже автомойки. И таких «скупердяев» – 44 процента!
В итоге, даже при движении во время дождя по автобану, из-под колес летит прозрачная вода, моющая машины в автоматическом режиме – это абсолютный факт! Точно таким же способом, с помощью дождя, вымываются скудные остатки пыли и грязи с дорог. Кроме выпуклого профиля дорожного полотна, очень толково организованы стоки воды к сливным решеткам водосточных канализаций, где стоят специальные фильтры от крупного мусора.
РАЗБИЛСЯ – УБЕРИ ЗА СОБОЙ
Высокий скоростной режим диктует особые требования к чистоте автобанов. Не убранный после аварии кусочек битого стекла может послужить причиной нескольких ДТП с тяжелыми последствиями. Очистка автобана выглядит так: место аварии огораживает полицейский кордон, скорость потока ограничивается за несколько километров. Поврежденные авто и крупные части обломков увозят специальные транспортеры. После этого полицейские (!), орудуя уже знакомыми нам «рыжими подругами», вычищают все мелкие осколки, замывают пролитые из разбитых автомобилей жидкости. За чей счет банкет? Ясное дело – все оплатит виновник происшествия!
НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
Сам по себе напрашивается вопрос: кто же контролирует соблюдение чистоты? У нас, россиян, выработалось, увы, стойкое недоверие к милиции. Человека, который сообщил бы «в органы» о факте загрязнения проезжей части, посчитали презренным стукачом. Но если вы сами, к примеру, уехали в кювет и повредили свое авто (упаси боже, и здоровье!), соскользнув по вывезенной с поля жидкой грязи, то, наверное, с благодарностью поставите «пузырь» тому, кто назовет и вам, и полиции грязнулю! Ибо ремонт авто и лечение должен оплачивать именно настоящий виновник.
Как к этому относиться, каждый волен решать сам, но в Германии такое возведено в правило. Дураки и неважные дороги существуют и здесь, но дороги улучшают, а дуракам, как говорили на Руси, «либо ум удлиняют, либо шею укорачивают». И делают это как-то спокойно, без лишних стрессов и суматохи.