Восстановим!

Восстановим!

Даже неплохой на вид экземпляр часто требует серьезного вмешательства. Конечно, можно и самому что-то подкрутить, поменять, подмазать. Но надолго ли хватит? Через год из-под краски, нанесенной гаражным методом, полезет ржа, узлы и детали, казавшиеся пригодными, потребуют замены. Так что если вы решили войти в мир ретро всерьез и надолго, хотите, чтобы машина радовала вас и окружающих, стоит подумать о полной профессиональной реставрации.

СЦЕНЫ С РАЗДЕВАНИЕМ

Выбирая ретроавтомобиль, лучше искать хоть и неприглядный, ржавый, но избежавший переделок и серьезного гаражного ремонта. Исправлять его последствия часто куда сложнее, чем «лечить» пусть и подгнивший, но комплектный, не обросший чужеродными деталями экземпляр. Реставрация во многом схожа с ремонтом. Но, приводя в чувство современную машину, мы стараемся менять детали на новые, а восстановление раритета требует другого. Не говоря уже о том, что запчасти на стародавние модели достать гораздо сложнее.

Технология восстановлений для «Хорьха» и «Запорожца» в целом одинакова. Существенная разница – в цене. Здесь речь об относительно доступных отечественных машинах, которые вернуть к жизни гораздо проще. Тем не менее для профессиональной реставрации «Победы» или «Москвича» часто нужен еще один автомобиль – так называемый «донор». Число их может доходить и до пяти, если речь о редкой модели, скажем, ЗИСе.

Первый этап – полная разборка машины. Именно полная – до последнего провода и дверных петель. Процедура «раздевания» ответственнее, чем кажется на первый взгляд. Профессионал не сваливает все в одно ведро, а раскладывает детали по коробкам – отдельно от каждой двери, от каждого сиденья. Собирать автомобиль будет значительно легче. Неплохо также сфотографировать все операции разборки поэтапно. Это, бесспорно, отнимает время, зато при сборке не придется удалять уже поставленную деталь, чтобы смонтировать соседнюю. Одновременно с разборкой отбирают то, что требует ремонта или замены. После этого работу разделяют на три потока: кузов, агрегаты и салон.

ГЛАВНАЯ ДЕТАЛЬ

Самое трудоемкое и длительное – реставрация кузова. Единственный способ эффективно отчистить металл от наслоений краски, грунта, шпатлевки, ржавчины – пескоструйка. При ремонте современных автомобилей с тонкими кузовными панелями использовать ее можно далеко не всегда. Детали же полувековой давности переносят операцию безболезненно. Преобразователи ржавчины профессионалы не любят – жидкости агрессивны. С ровной поверхности их легко смыть, а из многочисленных полостей – удалить сложно. Только пескоструйка выявит все микроотверстия и трещинки – причину скорых после гаражной окраски очагов коррозии. Песком не обрабатывают лишь самые тонкие детали. И, конечно, нужно не забыть защитить (например, пластмассовыми бандажами) резьбы и номер кузова.

Автомобилисту в наши дни покажется странным, что реставраторы предпочитают латать деталь (если, конечно, это еще возможно), а не менять на новую. Но подогнать, например, для «Победы» или «Волги» дверь либо крыло, выпущенные несколько десятилетий назад в качестве запчасти (их немало делали и на разных ремзаводах), да так, чтобы деталь встала «как родная», – дело очень даже непростое. Специалисты утверждают: вероятность, что капот, снятый с «Победы» (не запчасть!) точно подойдет хотя бы на одну из пяти таких же машин, близка к нулю. Иногда делают копии кузовных деталей по чертежам или образцам. В основном для редких довоенных машин. Профессионалы-реставраторы строго следуют принципу: нет деталей, которые могут остаться вне их поля зрения. Даже элементы, незаметные снаружи, – лонжероны, усилители и т. д. – должны полностью соответствовать оригиналу.

Когда основные «раны» залечены сваркой, начинают… сборку. Да-да! До покраски и даже грунтовки еще далеко, а двери, крылья, капот, крышку багажника возвращают на свои законные места, чтобы подогнать зазоры между деталями, учитывая будущие уплотнения и декоративные элементы. Ставят на место и бамперы (дабы убедиться, что потом они не повредят свежую краску), выверяют расстояния между точками крепления узлов, агрегатов, сидений. Размеры – из заводских или собственных чертежей. Последние появляются после того, как промерят несколько аналогичных, хорошо сохранившихся машин. Стеклоподъемники, ручки дверей тоже возвращают на место. Подогнав их загодя, легче завершить сборку автомобиля. А пока его вновь разбирают для подготовки к окраске.

Основные неровности выводят припоем (кстати, на «Победе» его «с нова» было до 17 кг), затем – современными полиэфирными шпатлевками. К материалам существует два подхода. Первый (назовем его ортодоксальный) предполагает лишь грунтовки и краски, соответствующие времени выпуска машины. Да, можно покрыть кузов несколькими слоями масляной эмали и отполировать, но такое хорошо для музея. В агрессивной среде современных городов кузов быстро потеряет вид. Второй путь – использовать современные материалы, но обязательно с подбором оригинального цвета по хорошо сохранившимся деталям. Естественно – никаких «металликов». А вот антикор в скрытых полостях совсем не повредит, особенно если вы хотя бы изредка будете выезжать не только летом.

Эмалями воздушной сушки сначала покрывают днище, пол, проемы дверей, крышу. Все съемные детали красят отдельно, мелкие иногда подсушивают при 60–80°С. Головная боль реставраторов – хромированные детали. Найти хорошо сохранившийся бампер или решетку радиатора – все сложнее, нанести новое покрытие – тоже. Поэтому-то при выборе автомобиля на хром обращают особое внимание.

ОТ МОТОРА ДО КОЛЕС

Параллельно с кузовом реставрируем агрегаты и узлы. Деталей для отечественных машин пока хватает, в солидных мастерских есть запасы. Но чертежи уже заготовлены – через несколько лет резьбовые втулки передней подвески, например, придется точить.

Тормозную систему заправляют современными жидкостями. Однако, если перебирать ее частично, не заменяя все уплотнения, лучше оставить БСК: без тщательной промывки манжеты выйдут из строя. В тех случаях, когда автомобиль не ездит зимой, в коробку передач можно залить нигрол. Это густое масло помогает синхронизаторам – скорости переключаются мягче, без ударов и скрежета. Задний мост можно заправить cовременной смазкой. Старым моторам вполне достаточно хорошей минералки. Перебирая двигатель и его оборудование, реставраторы часто идут на небольшие компромиссы. Скажем, 6-вольтовые аккумуляторы нынче дефицит, поэтому переход на 12 вольт – разумен. Баббитовые вкладыши коленвала «Москвича-400» вполне допустимо заменить тонкостенными от 402-го мотора.

Реставрация электропроводки – дело кропотливое и тонкое. Иногда удается обновить жгут целиком. Пока еще можно найти и провода в тканевой оплетке, но оригинальных цветов – далеко не всегда. В электрике особенно важна надежность, посему современные провода (разумеется, аккуратно и правильно проложенные) – не большой грех.

СОЗДАЮ СЕБЕ УЮТ

Займемся салоном. Каркасы и пружины сидений ремонтируют, максимально сохраняя конструкцию. Сделать точную копию обивки сложно, почти невозможно. Главное, чтобы структура материала (ткани или кожзаменителя), его цвет, рисунок были максимально близки к оригиналу. Пластмассовые детали тщательно отмывают. Но, увы, растрескавшиеся (а такое бывает очень часто) – ремонтировать бесполезно. Придется снимать с «доноров» или искать, искать, искать… Для салона понадобится еще и так называемый электрокартон. Им, в частности, закрывают ниши слева от ног водителя, справа – от пассажира. Современные картоны и оргалит реставраторы не уважают. Нынче можно заказать практически любые стекла. Знатоки же ценят оригинальные – с маркировкой. Найти такие, по крайней мере, для нередких пока отечественных машин – можно.

На один автомобиль у профессионалов уходит не меньше года. Цена соответствует трудозатратам. Скажем, отечественная массовая модель, радующая отличным видом и начинкой, обойдется примерно как недорогая иномарка. Накладно? Но ведь полный объем работ могут осилить только мастера, имеющие соответствующие помещения, оборудование, наконец – запчасти. За частичную реставрацию профессионалы, дорожа репутацией, как правило, не берутся, справедливо полагая, что нельзя давать гарантию на авто с «облитым» снаружи, но не прошедшим полную ревизию и ремонт кузовом, неотремонтированным салоном.

Конечно, пытаются привести автомобиль в божеский вид и самостоятельно, доверяя лишь часть самых сложных работ (например, переборку агрегатов или пошив салона) специалистам. Успех зависит от состояния машины, ваших навыков, наконец, удачи. «Рукастые» многое могут сами, но опыт профессионалов лишним все равно не будет.

Редакция благодарит мастерскую

«ОЛДТАЙМЕР-СЕРВИС» и Евгения Магакова за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в