Второе попадание
Коротко напомним суть задачи: одна из «четверок» неустойчиво двигалась по шоссе, мучая водителя. Причину – явно несложную – в два счета устранили. Но что же провоцировало такое поведение автомобиля?
Иной раз второй снаряд все же попадает в ту же воронку, что и предыдущий! Мы разыграли приз среди авторов лучших ответов – и вновь удача улыбнулась Ольге Сикорской, ранее премированной за решение задачи № 41. Это не просто везение. Принятый формат «Конкурса» не позволяет публиковать ваши письма, но многие из них вполне этого достойны. Приведем одно только пожелание из ответа Ольги: «…Проверяйте давление в шинах – и топливо сэкономите, и управляемость сохраните, а глядишь, и в конкурсе знатоков приз достанется!» Так и вышло. Учитесь, господа!
Почему же красная «четверка» изматывала водителя? Во многих письмах подчеркнуто: характеристики кузова и подвески автомобиля, рулевого управления, развесовка, углы установки колес, тип и размер шин и т.д. должны быть взаимно увязаны, строго согласованы. Это обеспечивает оптимальное сочетание устойчивости, управляемости, комфортабельности, экономичности. Наивно (и опасно!) думать, будто оговоренные в инструкции требования взяты с потолка. Например, давление воздуха в шинах – предмет не только детального изучения специалистами в ходе проектирования автомобиля, но и последующей его доводки. Эти рекомендации многократно проверены профессионалами-испытателями, но, видать, не все им доверяют! Вот читатель из Саратова делится наблюдениями: «…на недокачанных шинах ехать мягко, но машина не имеет четкой связи с дорогой, ее таскает в поворотах и т.д. А перекачаешь – будет трясти, хуже тормозит, да и протектор снашивается быстрей…»
Чтобы автомобиль обладал необходимой траекторной устойчивостью – самопроизвольно не сворачивал с прямой, легко сохранял заданный рулем радиус поворота, давление в шинах должно этому способствовать. На вазовских седанах классической компоновки в передних шинах, в зависимости от их типа и размера, давление поддерживают на уровне 1,6–1,7 кгс/см2, а в задних – на 0,2–0,3 кгс/см2 больше. На универсалах 2104 – с учетом более тяжелой кормы и повышенной ее «парусности» при боковом ветре в передних шинах – 1,5 кгс/см2, а вот в задних – 2–2,2 кгс/см2 в зависимости от нагрузки. Российская привычка перегружать автомобиль подсказывает, что давление сзади, как правило, надо поддерживать не ниже 2,2 кгс/см2.
Почему это так важно? Шины не должны слишком проминаться от повышенной вертикальной нагрузки, иначе их каркас быстро изнашивается, расход топлива растет. Но еще желательно, чтобы они поменьше «подламывались» при боковой нагрузке – на повороте, косогоре, в колеях, при поперечном ветре – с этим связан их боковой увод. Если при качении на эластичную шину действует сила сбоку, она постепенно «скатывается» в направлении силы. Траектория поворота как бы растягивается. Судя по письмам, читатели об этом неплохо осведомлены. Если увод колес спереди и сзади правильно согласован с углами их установки, развесовкой машины и т.д., то ее поведение не создает проблем. Например, при повышении скорости она просто увеличивает радиус дуги поворота, оставаясь совершенно предсказуемой.
При чрезмерном уводе передка автомобиль проявляет некоторую «недостаточную поворачиваемость» – рулится более вяло. Зато на прямой отменно устойчив! При сильном боковом ветре или на косогоре стремится свернуть под гору или под ветер, но это легко компенсировать рулем.
Когда увод задних шин слишком велик, машина неустойчива: если зафиксировать в повороте руль, корма «четверки» быстрее уходит на траекторию большего радиуса, чем передок, а значит, растут центробежные нагрузки на задних шинах… и еще сильнее становится их увод. Порочный круг! Опытный водитель старается побороть этот эффект в самом зародыше, как при начинающемся заносе (куда корма – туда и руль!), иначе настоящего заноса не миновать. Автомобиль с «избыточной поворачиваемостью» не держит заданного курса и на прямой: уже небольшие силы немедленно вызывают заброс кормы в сторону: это может быть легкое движение руля, неровности дороги, порывы ветра (в том числе от других автомобилей) и т.п. Наиболее капризна машина, у которой приспущено лишь одно из задних колес – при поворотах руля влево или вправо она ведет себя по-разному…
Что ж, нам остается лишь поздравить Ольгу Сикорскую с победой в этом туре конкурса!
ЗАДАЧА СОРОК ШЕСТАЯ
ВСЕ ЛИ ЯСНО?
В сервисе заменили загудевший подшипник передней ступицы VAZ 2110. После этого уже при скоростях 70–80 км/ч руль затрясся так, что дальше ехать было просто опасно – водитель остановился. Поддомкратив машину, пустил мотор, включил четвертую передачу… Все ясно! Радиальное биение диска с шиной (на новом подшипнике!) огромное – на глазок миллиметра три, осевого же биения нет. Попробовал переставить колесо относительно ступицы на 180° – и глазам не поверил: биение вдруг исчезло, руль больше не трясло…
Чем же было вызвано биение и каким образом потом исчезло?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправляйте до 20 ноября 2006 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Тел. (495) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.