Тест Jeep Compass. МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ
Что географический и магнитный полюсы Земли не совпадают, знает каждый школьник, не прогуливавший уроки географии. Угол на карте между географическим и магнитным меридианами называют магнитным склонением. Однако довольно географии – прокатимся на «Джипе-Компас»!
В ПЕРВЫЙ РАЗ
За всю 65-летнюю историю марки «Джип» прославился созданием надежных автомобилей, способных серьезно расширить свободу передвижения. Но сегодняшней Европе уже не нужны экстраординарные внедорожные способности – проявлять их почти негде. В цене – комфорт, экономичность, удобство эксплуатации. В итоге новый «Джип» стал первым, построенным на легковой платформе (такой же, как у «Доджа-Калибр»). На родине, в США покупателям предложат также переднеприводный вариант, а в Россию осенью в продажу поступят «компасы» с четырьмя ведущими колесами и бензиновыми моторами. Дебют дизельной версии откладывается до следующего года, а переднеприводных машин вовсе не будет – эту рыночную нишу отвели родственному «Доджу-Калибр».
Перепутать «Джип Компас» с другим автомобилем невозможно. В круглых фарах и семи вертикальных щелях на передке безошибочно узнаешь породу. Сбоку ее подчеркивают характерные трапециевидные вырезы колесных арок, сзади – огромная, растянутая по всему бамперу надпись «Compass». От прочих представителей своего семейства «Джип Компас» внешне отличают массивные треугольные стойки кузова, которые изрядно мешают при маневрировании задним ходом.
Внешность младшего, самого доступного «Джипа» (в Америке его цена от 15 985 долларов), скажем прямо, неоднозначна. Грозные формы идут большим машинам, а компактный вседорожник делают тяжеловесным. Впрочем, это вопрос вкуса: кому-то покажется вполне симпатичным круглоглазый щекастый «хомячок» с массивным и довольно низко посаженным кузовом.
Знакомство с машиной началось с багажника, ведь наша конечная цель – стокгольмский аэропорт, и сумки с вещами лучше держать при себе. Багаж невелик, однако и размеры отсека не впечатляют – в глубину ему мешает уходить внушительная запаска, в длину – короткий задний свес, в ширину – громоздкий ящик сабвуфера по правому борту. Ничего не поделать – искусство требует жертв. Спинка переднего пассажирского кресла складывается, превращаясь в удобный столик. Конечно, любителей мини-вэнов подобные мелочи вряд ли впечатлят, а для «Джипа» такая роскошь в новинку.
На заднем сиденье места и по ширине, и по высоте хватит даже крупным особам. Хотелось бы подушку повыше, но тогда придется жертвовать удобной посадкой в машину или высотой до потолка. Так, по кругу дошли и до водительского сиденья – здесь, за исключением мелочей, полный порядок. Попенять можно только на ограниченную регулировку руля и непривычно жесткие сиденья. Впрочем, по контуру они вполне удачны, по крайней мере, с кожаной подушки в повороте не соскальзываешь.
Когда присматриваешься к интерьеру, впечатление меняется. Грубый рубленый стиль «Джипа» всегда имел своих поклонников. Но качество пластмассы уверенно указывает на недорогую машину – стильный и угловатый дизайн не в силах облагородить гулкую и твердую на ощупь панель. Хотя никаких звуков на ходу она не издает, прикасаться к ней лишний раз не хочется.
«Компас» – не просто название модели, это стиль. Даже ободки приборов напоминают шкалы компаса. Крошечные уголки-стрелочки делят их на четыре части по числу сторон света. Оформление панели приборов дополняют фирменные «матричные» дисплеи, характерные нынче для многих моделей концерна «Даймлер-Крайслер».
И ДИЗЕЛЬ «ФОЛЬКСВАГЕНА»
Время не ждет, впереди еще немалый путь вокруг Стокгольмской бухты и две паромные переправы. Под мерный рокот непрогретого дизеля покидаем стоянку. К высокому положению длинного рычага переключения передач приходится привыкать, но, адаптировавшись, понимаешь, что увеличенные ходы помогают не путаться в шести передачах. Дизель готов везти на любой из них при условии, что обороты не упадут ниже 1500. Кроме того, «Компас» – единственный «Джип», укладывающийся в комбинированном цикле в 7 л/100 км. Исследовать динамику и управляемость на местных шоссе едва ли возможно – скорость ограничена 90 км/ч. Неудивительно, что заявленный расход топлива быстро находит подтверждение на экране бортового компьютера.
Если за рулем «Октавии» или «Гольфа» двухлитровый турбодизель представляется мотором с неограниченными возможностями, то чуть более тяжелый, менее обтекаемый и обутый во внушительные колеса «Джип Компас» несколько охлаждает его пыл. Впрочем, для уверенных обгонов и крейсерской 130 км/ч его хватает с головой. Да и сам автомобиль отличается вполне легковыми повадками. С точки зрения водителя, «Компас» напоминает «Джип» только характерным профилем передней панели и капота – в остальном это современный переднеприводный автомобиль без спортивных амбиций с хорошей энергоемкой подвеской. Как раз для наших дорог.
Располагая шестью передачами, нетрудно выбрать оптимальный режим для двигателя, который не будет докучать высокими оборотами и шумом, заметным лишь потому, что остальные источники посторонних звуков тщательно подавлены. Компактные размеры и хорошо видимый капот позволяют уверенно чувствовать себя в городской толчее, но не все маневры даются «Компасу» легко. Небольшие колесные ниши ограничивают углы поворота 17-дюймовых колес – развернуться в один прием за легковым автомобилем удается не всегда.
С бензиновой машиной и вариатором удалось познакомиться только на внедорожной трассе. Бездорожье для «паркетника»? Да еще с таким массивным и низким передним бампером? Впрочем, угол въезда «Компаса» – 21 градус – не так уж плох для машины на легковом шасси.
Проложенная в шведском сосновом лесу трасса лишь самую малость напоминает российскую грунтовку. Хотя затяжные дожди изрядно намочили почву, песчаный грунт под ней остался твердым. В этих условиях «Компас» не сплоховал – уверенно греб всеми колесами, хотя изредка чиркал пузом по колеям. И вариатор достойно выдержал все издевательства. В этом ему помогла гидромуфта, выполняющая здесь роль сцепления – на бездорожье она спасает приводной ремень от проскальзывания и перегрева. В самых тяжелых условиях выручает блокировка другой муфты, заменяющей межосевой дифференциал. Ее можно запереть при помощи небольшого рычажка на центральной консоли.
КУДА СМОТРИТ СТРЕЛКА?
«Джип Компас» не избежал «магнитного склонения» в сторону хороших дорог. Большинство владельцев полноприводных автомобилей тоже стараются не покидать их. Рынок компактных вседорожников в Европе обещает вырасти на 56 тыс. автомобилей к 2010 году и приблизиться к 400 тыс. в год. В России «Джип Компас» появится уже этой осенью – от 24 900 евро ($31 625) за модификацию с механической коробкой передач и бензиновым двигателем и от 25 800 евро ($32 770) с вариатором. В стандартной комплектации все машины будут оснащены кондиционером, фронтальными подушками безопасности, сигнализацией, ABS, ESP – и, разумеется, компасом.
ПРИВОД ПОЛНЫЙ!
Независимо от того, дизельным или бензиновым двигателем оснащен «Джип Компас», основой его полного привода служит двухступенчатая фрикционная муфта ECC. Электромагнит, получающий команды от блока управления, воздействует на кулачковую муфту, которая сжимает фрикционные диски, передающие крутящий момент на задние колеса. Помимо автоматического подключения, такая система может работать и в режиме жесткой блокировки (подобно блокировке межосевого дифференциала), улучшая проходимость в тяжелых условиях. В отличие от других систем полного привода, трансмиссии Freedom Drive I не требуется информация о скорости вращения колес – она следует заложенной программе распределения крутящего момента и не препятствует работе ABS и системы стабилизации.
«КОМПАС» – САМЫЙ НАСТОЯЩИЙ «ДЖИП»… ТОЛЬКО ДЛЯ ГОРОДСКИХ УЛИЦ.