Mazda MX5. ВЕРХОМ НА РОДСТЕРЕ
А еще – лекарство от скуки, слишком размеренной жизни, душевного пресыщения. Интересно, что в англо-русском словаре есть еще одно толкование: roadster – верховая лошадь для дальних поездок. Очень созвучно, тем более что жители туманного Альбиона – большие ценители и того и другого.
Помимо эмоциональных составляющих, настоящего породистого «скакуна» отличают и особые конструктивные решения. Легкий двухместный кокпит, идеальная развесовка по осям и традиционный задний привод, вносящий интригу в манеру поведения автомобиля. О практичности подобного творения рассуждать абсолютно бессмысленно. Скорее это тонко настроенный инструмент, звучащий в унисон с вашими автомобильными фантазиями.
«Мазда МХ-5» как раз из этих культовых созданий, предназначенных в основном для выработки адреналина. Занесенная в 2000 году за свои коммерческие успехи в Книгу рекордов Гиннесса, японская «зажигалка» пользуется устойчивым спросом и поныне. Создатели решили не останавливаться на достигнутом и дополнили традиционную МХ-5 родстером-купе с жесткой складывающейся крышей. По их мнению, сочетание практичности и удовольствия от вождения открытой машины умножит интерес потребителя.
В ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИЙ
Ну, недолюбливаю я машины с мягким верхом, в душе понимая, что это скорее недостаток автомобильного воспитания. Какие бы аргументы ни приводили конструкторы и стилисты, есть в черной мягкой тряпочке над головой некий признак незавершенности, недоделанности, несерьезности. Она словно полуфабрикат, зонтик, прикрывающий вас от сюрпризов окружающей среды, но отнюдь не способный защитить от всего остального. Поэтому жесткий, пусть и пластиковый трансформер сразу вселяет ощущение гармонии и с автомобилем, и с самим собой. Так что «купейность» скорее во благо этой необычной и стильной машине.
А как бережно, прямо с родительским трепетом создатели отнеслись к массе новорожденной модели! При всех нововведениях «Мазда МХ-5» потяжелела всего на 37 кг, за которыми немало скрупулезного труда инженеров, опасающихся нарушить выверенное распределение нагрузок. Ведь жесткий верх – это и электропривод, дополнительные усилители, увеличение, пусть небольшое, задней части кузова. Вслед за внешностью были подкорректированы даже настройки подвесок: родстер – инструмент невероятно тонкий. По уверениям инженеров, он сохранил задорную управляемость, став даже комфортнее. Все это нам и предстоит выяснить на крутых виражах австрийских Альп.
ЗДЕСЬ ВАМ НЕ РАВНИНА
Деревья и кустарники остались далеко внизу, при каждой остановке на фотосъемку одышка напоминает о двух с лишним тысячах метров над уровнем моря. А ведь внизу казалось – этот чистейший воздух можно пить, забывая про болячки, городской смог и прочую «экологию». По натужному реву двухлитрового мотора заметно – и ему не хватает кислорода на этой верхотуре. Конечно, двигатель добросовестно пытается выдать все свои 160 «лошадей», временами укладывая стрелку тахометра на семитысячную отметку. Но «растянутая» по передачам коробка заметно остужает пыл родстера, заставляя все время подтыкать передачу пониже.
Машина действительно на удивление охотно заныривает в повороты, цепко держится за выбранную траекторию, позволяет ощутить не только сбалансированность шасси, рулевого управления, но и активную работу заднего самоблокирующегося дифференциала. Есть у МХ-5 и такая конструктивная изюминка. И все же мне чего-то не хватает…
Вот на спуске с перевала мы с «Маздой» рванули за группой мотоциклистов. Они тут у себя дома, чувствуется, знают серпантин как свои пять пальцев: вираж, другой, третий… Так и есть, в погоне за пределом своих возможностей родстер вдруг подрастерял упругость, отточенность движений. Немного сбрасываю темп, и вновь «Мазда» превращается в заводное, чуткое существо, радующее игривым поведением в поворотах, но стоит поехать побыстрее, положительные эмоции сменяет чувство неудовлетворенности. И только тогда, словно спохватившись, я начинаю ворчать на тесный салон, крышу, нависающую вплотную над головой, кое-где откровенно посредственную эргономику, неважнецкую обзорность и процесс высадки-посадки, напрочь отбивающий желание прогуляться по магазинам.
СМЯТЕНИЕ ЧУВСТВ
От серпантинов рябит в глазах. После них равнинные участки вызывают желание неспешно катить, наслаждаясь солнцем и ветром – благо при хорошей погоде в родстере и того и другого с избытком. Уже расставлены акценты в сравнении двух моторов 1,8 и 2,0 л. Как и ожидалось, менее мощная версия МХ-5 уступает двухлитровой в тяговитости. Зато если крутануть этот мотор от души, то задора у него хоть отбавляй. Да, эта «Мазда» немного попроще, например, здесь нет блокировки дифференциала, однако ощутить, что такое родстер, она тоже позволяет. Вдруг все эти неспешные умозаключения прерываются предложением проехать на машине с мягкой крышей – дескать, почувствуете ли разницу?
Еще какую! Оказывается, здесь теснее, так как ребро жесткости проходит прямо над головой. Куда эффектнее и звуковое сопровождение: рев мотора и свист рассекаемого воздуха беспрепятственно прорываются в кокпит. И вдруг все это становится несущественным, а колкости застревают на языке. В первом же вираже понимаю – вот он, Автомобиль, способный заставить забыть про мелкие и крупные неудобства и даже про разреженный воздух. Да бог с ней, с тряпицей над головой – зато машина словно прильнула к асфальту, превратившись в единое целое с тобой, с дорогой, стала продолжением желаний. Замелькали, слились в серую полосу отбойники по краям дороги, визг шин, скольжение всех четырех колес стали восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Вот он, настоящий родстер – жесткий, шумный, бескомпромиссный, заставляющий душу встрепенуться, забыть обо всем, кроме одного – единения с автомобилем.
ШТУЧНЫЙ ТОВАР
Двадцать тысяч – столько МХ-5 планируют продать в Европе в 2007 году; из них 50–100 машин попадут в Россию. Много это или мало? Сложно делать какие-либо прогнозы, но рискну предположить, что и у нас найдутся «ненормальные», готовые выложить $30–35 тысяч за удивительно непрактичный, но очень «драйверский» автомобиль, именуемый «Мазда МХ-5». Главное – не прогадать, ведь на отечественный рынок планируется поставлять обе версии «пятерки»: с мягкой крышей и купе.
12 СЕКУНД ДО РОДСТЕРА
Жесткая крыша при складывании убирается не в багажник, а в отдельный отсек за спинками сидений. Благодаря этому полезный объем грузового отделения остается неизменным. Купе в открытый родстер превращают всего за 12 секунд четыре компактных электромотора, по два с каждой стороны. Увы, по соображениям безопасности трансформация возможна только на месте.
БОЛЬШИНСТВО РОДСТЕРОВ УЖЕ ДРУГИЕ. НА ФОНЕ «МАЗДЫ МХ-5» ОНИ УДОБНЕЕ, ВОТ ТОЛЬКО «ЕДИНЕНИЯ ВСАДНИКА И СКАКУНА» В НИХ МЕНЬШЕ...