40 лет – 25 миллионов
Несмотря на рост числа иномарок в России, ВАЗ продолжает оставаться лидером рынка: его модели составляют 49% всего автопарка страны, да и среди новых машин за «Ладой» большинство – 53%.
Если сопоставить самые свежие данные регистрации с общими показателями выпуска автомобилей на АВТОВАЗе за 26 лет, то получается, что 48,2% всей «классики», выпущенной за эти годы, и сейчас на ходу! (Хотя, конечно, такое сравнение не слишком корректно, ведь добрая треть «Жигулей» ушла на экспорт). А среди автомобилей «Ока» этот показатель и того выше – 79,3%!
Хотя, конечно, по здравому рассуждению, можно обозначить три причины такого редкого долголетия автомобилей из Тольятти. Во-первых, конечно, большая часть владельцев «жигулей» – люди небогатые, и новый автомобиль (любой) просто не могут себе позволить. Во-вторых, они люди мастеровые и ухитряются десятилетиями поддерживать свои машины в хорошем состоянии. И, в-третьих, сами эти автомобили оказались на редкость ремонтопригодными – для этого достаточно гаража, нехитрого инструмента и советов мастера дяди Толи…
Между прочим, это не последняя причина, почему «самары» и «лады» пользовались такой популярностью за границей: в разные годы на экспорт в 70 стран мира уходило до 30–40% всей продукции АВТОВАЗа! Абсолютный рекорд был поставлен в 1993 году – 53,9% (!), но тут цифры лукавят: до 80% экспортированного быстро возвращалось на родину в виде так называемого реэкспорта! Так или иначе, за 25 лет за рубеж поставлено почти 6,8 млн. автомобилей «Лада»; посему они и попали в десятку самых продаваемых и популярных в мире за всю историю автомобилестроения. Такой рейтинг приведен всемирной Интернет-энциклопедией Wikipedia в 2006 году. Впереди только самые известные марки: «Тойота», «Форд», «Фольксваген», «Honda NSX/"> Honda NSX/">Honda NSXnbsp;, «Nissan 350Z/"> Nissan 350Z/">Nissan 350Znbsp;.
Сейчас автомобили из Тольятти покупают в 29 странах дальнего зарубежья (Европа, Африка, Южная Америка) и 11 государствах СНГ. Во многих регионах (Украина, Белоруссия, Казахстан и др.) продукция АВТОВАЗа все еще составляет более половины парка легковых машин...
Сорок лет, 25 миллионов выпущенных автомобилей… Числа, конечно, впечатляют. Но несмотря на ежегодный рост производства, сейчас у флагмана нашего автопрома накопилось немало проблем. Оттого и не получилось шумного праздника – лет двадцать назад был бы фейерверк и звездопад (в смысле, высокие руководители и знатные рабочие стали бы Героями соцтруда), а сейчас ограничились митингом в одном из сборочных корпусов… А может, так и надо? Праздники, конечно, дело хорошее, но впереди АВТОВАЗ ждут трудные будни.