117 всероссийских марок

117 ВСЕРОССИЙСКИХ МАРОК

ЦЕНА ПОГРЕШНОСТИ

Итак, по данным ДОБДД МВД РФ, 1 января 2006 года на учете в России состояло 25 569 713 легковых автомобилей. А мы после детальной обработки всей «гаишной» статистики получили совсем другое число – 23 690 495 автомобилей! Это расплата за отсутствие единой компьютерной сети правоохранительных органов: «за бортом» осталось почти 2 млн. автомобилей! Их обычно именуют «прочими»: это спецтехника, грузовики и автобусы, по разным причинам оказавшиеся среди легковушек, а также автомобили, которые невозможно идентифицировать (в ПТС так и пишут: иномарка). Поэтому мы отвечаем лишь за те данные, что сумели обработать и классифицировать.

За год российский парк вырос на 944 тысячи легковых автомобилей, или на 4%. При этом активизировалась «выбраковка» старых и неисправных. Типичный пример – «Москвич» и ЗАЗ: их количество снизилось на 180 тысяч (статистика прошлого года – ЗР, 2005, № 12).

ИНОМАРКИ ИДУТ!

Парк России прирастает в первую очередь иномарками. Если в 1992 году их доля составляла около 2%, в 2005-м она достигла 21,5%. Причем темпы роста возрастают: в 2005-м – уже 11%.

Вообще парк распределен по маркам (которых всего зарегистрировано 117) очень неровно. Более 75% машин поделили всего 6 марок, среди которых одна иностранная – «Тойота».

Лидером среди новых иностранных автомобилей, по данным регистрации, является «Хёндай» – 5,6% от общего количества новых машин. Второе место за «Фордом» – 3,7%, третье за «Тойотой» (3,4%); затем идут «Мицубиси», «УзДэу» и «Ниссан». Очень сильно поднялись в рейтинге марки «Рено» и «Шевроле». Первая – благодаря недорогому «Логану», вторая – «Авео», «Лацетти», а также «Ниве» из Тольятти.

СТАРОСТЬ НЕ РАДОСТЬ

В стране регистрируется все больше новых машин, но «возрастная» ситуация по-прежнему не слишком радужная – более 70% легковых в России старше семи лет. По сравнению с 2004 годом средний возраст уменьшился лишь на 1,1%. Если рассматривать парк по регионам, то «старейший» федеральный округ – Дальневосточный (94% семилеток и старше), самый «молодой» – Центральный («всего» 69%).

Потихоньку растут категории «до 1 года» и «от 1 до 3 лет» – примерно на 1,2% в год. А вот число автомобилей от 3 до 7 лет за последние два года остается стабильным – в среднем 11% парка. Очевидно, заградительные пошлины на ввоз иномарок старше 7 лет, принятые три года назад, дали свои результаты: процесс старения парка удалось приостановить. До 2006 года в России оставался лишь один регион, где для местных жителей разрешен льготный ввоз старых иномарок, – Калининградская область; здесь 95,3% машин старше 7 лет!

ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА

По мнению аналитиков, к 2010 году автопарк России составит 32–33 млн. легковых машин. Структуру парка все больше и больше будет определять импорт автомобилей. Причем ввоз подержанных машин будет сокращаться (как благодаря действиям правительства, так и по объективным причинам – в стране сформируется свой вторичный рынок). Количество же ввезенных новых иномарок продолжит расти, как и сборка в России (по прогнозам Минпромэнерго, к 2010-му будут выпускать до 800 тыс. автомобилей ежегодно).

А вот доля отечественных автомобилей станет от года к году снижаться. И хотя «старые» автозаводы в ближайшие 4–5 лет постараются сохранить выпуск на прежнем уровне, в относительных показателях они все больше и больше будут проигрывать как иностранным компаниям, так и «новым» российским сборочным заводам. Увы...

Подпишитесь на «За рулем» в