Обзор: ложка дегтя в бочке масла
Вот мы и решили в преддверии холодов испытать масла группы 5W30–5W40. Это, конечно, не самый крутой выбор, но они должны давать возможность легко завести двигатель, как зимой, так и летом. Во всяком случае, на европейской части России. Мы намеренно не делили их на синтетику и полусинтетику, а ограничили диапазон цен сверху на уровне 1000 рублей за четырехлитровую канистру. В общем, поставили себя на место представителей среднего класса, которые не экономят на самом необходимом, но и не бросают деньги на ветер.
Из 12 образцов пять – импортные, остальные – made in Russia, причем по классификации API в нашу выборку попали продукты от довольно древнего SG до наисовременнейшего SL. Кстати, именно эти две буковки и определяют, можно ли заливать масло в конкретный двигатель. Для «лад», например, вполне достаточно первого, а высокофорсированному двигателю с турбонаддувом подойдет только последнее. Точные указания на сей счет – в инструкции к авто. Согласитесь, было очень заманчиво проверить не только реальную морозоустойчивость наших образцов, но и соответствие заявленным классам API. И вот здесь-то нас ожидало полное разочарование. Оказывается, в России вообще отсутствуют методы оценки соответствия классам выше SG! Отсюда вывод: нарисованные на отечественных банках буквы из середины латинского алфавита – отсебятина, если продукт не прошел очень дорогих испытаний за рубежом. Возможно, производители делают это с учетом применяемых импортных присадок, но… проверить-то, что получилось в итоге, дома не могут.
Есть, впрочем, косвенный метод – «Скользящее кольцо». Он позволяет сравнить масла между собой и посеять (или снять) сомнение в реальности заявленного класса. Суть его довольно проста. На неподвижный алюминиевый поршень с электронагревателем внутри надето двигающееся вверх-вниз кольцо. Масло на раскаленном поршне интенсивно окисляется и образует отложения. Ясно, что чем их больше – тем хуже. Количественно же толщину лаковой пленки определяют в баллах, сравнивая темнеющий на глазах поршень с образцовой цветной шкалой, отградуированной в баллах от 1 до 6. Короче говоря, чем выше буква в заявленном классе API, тем меньше должно быть баллов. И это можно понять: высоконагруженный двигатель содержит трущиеся пары с более высокой температурой, которые при интенсивном образовании отложений могут выйти из строя. А если еще проще, то 4 балла, вполне нормальные для масел класса SG, вызовут серьезные сомнения в реальном качестве масла, заявленном как SL!
Выдающийся 1 балл показал единственный образец – Valvolin DuraBlend MXI.
Другое дело – динамическая вязкость, измеряемая при –30°С. Она должна быть не выше 6600 МПа.с, иначе возникнут трудности с холодным пуском. И вот тут провалились «Нордикс Премьер» и Luxoil Polus. Еще один, но уже приятный сюрприз: легче всего стартеру будет в мороз иметь дело с двигателем, заправленным самым дешевым – всего 390 рублей! – маслом Sintec Люкс. Вот и верь после этого ценникам!