Романтика ночных полетов

РОМАНТИКА НОЧНЫХ ПОЛЕТОВ

Начнем с габаритных фонарей. Назначение понятно из названия: в условиях недостаточной видимости обозначить габариты транспортного средства, например, едущего навстречу, обгоняемого, вставшего на обочине, чтобы свести к минимуму вероятность аварии. Эти фонари призваны четко информировать других водителей, поэтому задние должны быть красного цвета, передние – белого. Но в России чего только не бывает! Сообщения с мест о машинах ГИБДД (!) с голубыми габаритками мы уже получали... Вот вам и Закон.

Некоторые водители «дальнобоев» и автобусов столь фанатично влюблены в свои машины, что превращают их в новогодние елки. Красиво, ярко! Но порой трудно отличить КамАЗ от колхозного комбайна. Помните анекдот насчет «Оки» с широко расставленными фарами? Встречный шофер принял ее за двух баловников-мотоциклистов и проехал между ними!

Габаритные лампы маломощные – иногда меньше 5 Вт. Ночью этого достаточно. Но только не в тумане! Если на машине есть противотуманный свет – включайте. А нет – хотя бы «ближний». Особенно коварен плотный туман днем. Подсвеченный небом, он начисто убивает слабый свет габаритных ламп. В такой ситуации довольно рискованно останавливаться на узкой обочине – убирайте машину от дороги подальше.

Весьма непросты требования к стоп-сигналам и указателям поворота. Они должны быть хорошо видны, даже если ярко освещены прямыми солнечными лучами, отражающимися от рассеивателя. На деле это требование не всегда легко удовлетворить даже с мощными лампами по 21 Вт. Двухнитевые лампы (5 Вт + 21 Вт) недопустимо вставлять в патрон наоборот. Некоторые ухитряются это сделать. Результат – слабенький стоп-сигнал и… оплавленные от постоянного перегрева мощной габариткой пластмассовые детали.

Рассеиватель – предмет тщательной доводки. Он должен пропустить внутрь солнечные лучи, по возможности не дав им отразиться, тогда слишком мощная лампа не потребуется. Но благостную картину может легко нарушить обыкновенная пыль внутри фонаря или грязь, царапины снаружи! Хочешь не хочешь, эти ответственные фонари нуждаются в периодической чистке. И, конечно, нельзя заменять их лампы маломощными. На современных автомобилях они дополнены повторителями. Работа указателей поворота дублируется фонариками на передних крыльях (фото 1), а дополнительные «стопы» автозаводы любят размещать на бутафорских (иначе не скажешь) «антикрыльях» и «спойлерах».

Задние противотуманные фонари всегда должны быть наготове. Их лампы достаточно мощные, не менее 21 Вт. Причина очевидна. Конечно, включать их где ни попадя не стоит, дабы не слепить едущих сзади. Их стихия – туман, дым, снегопад…

Противотуманные фары на многих авто до сих пор не стали штатными – при желании владельцы ставят их сами. У них особый луч – очень широкий, но сжатый по вертикали. Однако этого мало. Противотуманка должна быть размещена невысоко (обычно ниже бампера, фото 1), с тем чтобы светить под туман. Только тогда и будет толк! Но расплата почти неизбежна – если рассеиватель окатит водой из лужи, он может расколоться.

Не забудем и о фонарях заднего хода. Многие сетуют на то, что ночью с ними почти ничего не видно. Отсюда великий соблазн поставить светильники помощней, что и сделал один из читателей. Результат запрещенной переделки превзошел ожидания. В ночной мгле понадобилось сдать машину назад, а оттуда, как на грех, приближалась дамочка на дорогущей «Тойоте»... Увидав, что ей в лоб мчатся чьи-то «фары», вмиг свернула под откос. Скандал...

Короче, свет – ответственная штука. Вы скажете: кто же станет спорить? Во-первых, люди, смело «рассекающие» в темноте с включенными габаритками (в том числе призрачными голубыми). Можно лишь удивляться количеству недоумков с кошачьим зрением, а вот встречаться с ними на шоссе – увольте. Во-вторых, «озабоченные» модой владельцы российских авто, которым их невзрачные светильники кажутся неоправданно яркими. Их безжалостно затеняют.

Особый контингент – владельцы праворульных авто (рис. 2). Логика железная: свет японский – значит, самый лучший, если даже вас ослепляет. Менять фары на европейские (рис. 3) не всегда возможно, да и накладно.

Качество российской светотехники порой удручает. Лампы легко теряют контакт, а как его восстановить, похоже, никому не известно. Кроме того, светильники очень чувствительны к коррозии электрических соединений. Если в такт с включенным указателем поворота помаргивают «стопы» или габаритки – зачищайте контакты!

В духе времени «десятку» снабдили мудреной системой, на ходу информирующей водителя о погасшей лампе. Не лучше ли было потратиться на более надежные контакты фонарей?

ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮ

С горячими фонарями, фарами надо правильно обращаться. Во-первых, не стоит прикасаться к долго горящей фаре голой рукой – обожжетесь! Во-вторых, не пытайтесь мыть горячую, стекло может треснуть. Пластмассовые рассеиватели более стойки, но даже их терпение имеет границы – повторяющиеся циклы нагрева-остывания закончатся трещинами.

Еще одно правило: нельзя чистить пластмассовые рассеиватели органическими растворителями, включая бензин – порой он, при кажущейся «мягкости», все-таки разъедает рассеиватели. Ацетоном же или дихлорэтаном можно испортить дорогостоящий фонарь или фару в одно касание. Восстановить глянец далеко не просто (ЗР, 2003, № 9, с. 234). Растворители скорей уместны для чистки ламп. Если же колба просто захватана жирными пальцами, ее можно мыть даже мылом. В полевых условиях сгодится и слюна – она растворит жировую пленку. Чистота колбы наиболее важна для галогенных ламп, которые нагреваются очень сильно. Известны случаи, когда грязная колба при первом же включении света трескалась или оплавлялась!

ОПАСАЙТЕСЬ ХАЛТУРЫ

Не стоит оснащать фары более мощными лампами, чем положено. Зачастую такая продукция попадает в Россию от сомнительных производителей, а потому лампа заявленной мощностью 90–100 Вт не обязательно будет светить лучше 60-ваттной, а вот тепла выделяет значительно больше. С перегретого рефлектора нередко сползает слой амальгамы – и фаре конец, если ее не пришлось заменить раньше из-за треснувшего от перегрева стекла. Страдает амальгама и от коррозии. Те, кто ездит зимой, не должны этому удивляться. Если одна из фар светит «не так», первым делом проверьте лампу. Увы, «кривых» нынче на рынке полно. Поменяйте их местами, сравните...

Подпишитесь на «За рулем» в