Знал бы прикуп…

ЗНАЛ БЫ ПРИКУП…

Правда, к этому времени уже жарко горел под капотом один из жгутов проводки, капал расплавленный хлорвинил, но костру не было суждено перерасти в пожар. Хозяин погасил его, даже не обжегшись, вот только вонючим дымом надышался… Когда от сердца отлегло, приступил к детальному осмотру и вскоре понял, насколько обширны повреждения. Мало того, что горящие провода замкнулись между собой. Погиб и монтажный блок, где некоторые разъемы оплавились так, что провода не отстыковать. На фото 1 – «шкварки», оставшиеся от проводов: тот, что вверху, идет на клемму 61 генератора, нижний – на клемму 30.

Но что же послужило причиной печального происшествия? Мы нашли ее, сняв генератор. Один из диодов выпрямителя отпаялся и повис на проводе. Достаточно случайного контакта с «массой» – и вот вам костер. Но вы спросите: зачем тогда предохранители?

Увы, на автомобилях ВАЗ по сей день сохранились электрические цепи, у которых такой защиты нет. И если бы речь была только о самой «силовой» цепи – стартерной! Конечно, ток в ней, в зависимости от нагрузки, достигает сотен ампер, но эту цепь предохранителем не защищают. Одни считают, что здесь трудно предусмотреть необходимый предохранитель (хотя почему, собственно?). Другие – что исправный мотор обычно заводится с полуоборота и возможность замыкания якобы ничтожна. Третьи ссылаются на традиции. Но пока отставим стартер! Остальные-то цепи обезопасить от замыканий можно и даже нужно – ведь многие из них постоянно находятся под напряжением, что повышает вероятность короткого замыкания – не сегодня, так через год. На рисунке – типичная схема соединений генератора с АКБ и монтажным блоком на российских автомобилях. «Коротнуть» эти провода могут запросто. Наш случай с отпаявшимся диодом в сущности не очень типичен – такое бывает редко, а вот когда провисший провод (следствие спешного ремонта) «прикипает» к горячей выхлопной трубе – это закономерность.

Обезопасим же эту цепь! В разрыв провода, связывающего клемму 30 генератора с «плюсом», можно поставить предохранитель с запасом «прочности» процентов 10–15 по отношению к максимальному току отдачи генератора. Например, для 55-амперного генератора вполне хватит предохранителя на 60 А. Результат – на фото 2. Мы показали доработку электрической цепи «генератор–батарея» на примере VAZ 2105. Это возможно на любом автомобиле, не имеющем подобной защиты. Но, например, на VAZ 2110 генератор 94.3701 способен отдавать ток до 80 А – значит, понадобится предохранитель примерно на 100 А.

Велосипеда не изобрели – на многих иномарках такие предохранители штатные, на родных «волгах» тоже. На функциях аккумулятора нововведение никак не сказалось. Ну а самих предохранителей (любых номиналов) в продаже полно – ставьте, желающие! Но любопытно знать: почему этого не делает АВТОВАЗ?

Небрежно проложенные провода – распространенная ошибка начинающего ремонтника. А иные «рационализаторы» сознательно отказываются от штатных креплений – хомутов, зажимов, эластичных «застежек» и т. п. Провода, зажив своей жизнью, ломаются от вибраций или попадают в работающие механизмы или на нагретые поверхности.

Подпишитесь на «За рулем» в