Сбит по собственному желанию

СБИТ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

Однако, как показывает практика, не все участники движения равны. Как были у нас в стране пешеходы бесправными, так и остаются. Сколько можно втолковывать отдельным гражданам, что сгонять с «зебры» тех, кто пешком, а не на колесах, – признак дурного тона! С другой стороны, и сами пешеходы не всегда «белые и пушистые» – переходят они улицы там, где им надо, а совсем не там, где предписано правилами.

Теоретически, для вразумления наиболее «ретивых» пешеходов писан закон. Пункт 12.29 КоАП за нарушение пешеходом ПДД предусматривает наказание в виде предупреждения (сурово!) или штрафа 50 рублей. Естественно, лишь при условии, что нарушителя застукал инспектор. Правда, и в этом варианте звезды на его погонах и в небе должны так «сойтись», чтобы тот самый инспектор обратил на пешехода внимание, пресек его попытку перейти дорогу в неположенном месте и не поленился заполнить протокол… В реальной жизни такие совпадения почти исключены.

ОТЦЫ И ДЕТИ

Москва, восемь утра, сентябрьский четверг. Учебный год начался совсем недавно. Обыкновенная школа в районе Сокольников, в двух шагах от проезжей части. Знак «пешеходный переход» – метров за пятьдесят от того места, где в школьном заборе открыта узенькая калиточка – для тех, кто идет учиться. Хорошо школярам и их родителям, живущим на «правильной» стороне улицы. Тем же, кто идет по другой стороне, надо как-то улицу перейти. «Зебра» перехода далеко, а калитка – вот она! Логически рассуждая, надо бы «зебру» аккурат напротив входа нарисовать, но – увы!.. Ее «подкрепляет» мощный «лежачий полицейский». Так что машины возле школы проезжают степенно. Еще бы: «храм знаний»…

Улицу перебегают (а вовсе не переходят!) по-разному, но тактика единообразна: быстрый взгляд вдаль, оценка ситуации и, собственно, старт. Конечно, вне «зебры». Пожалуй, только в скорости все спринтеры разнятся; тут зависит от возраста учащихся и количества изучаемых предметов: легкий портфель первоклашки совсем не то же, что сумка десятиклассника. Это относится к «одиночным выступлениям». Совсем другое дело – «парное катание», где тон (или темп) задают взрослые. Если ребенка сопровождает отец – значит, дорогу пересекут по-военному – броском. Если мама (бабушка) – жди небольшого одноактного балета, с метаниями, причитаниями, и размахивания сумкой для сменной обуви, как самым последним аргументом «переходного» периода. К слову сказать, процесс высаживания родителями своих чад из автомобилей перед школой тоже достоин описания; но о нем – в следующий раз.

«ПЕРЕХОДОНЕНАВИСТНИКИ»

Переезжаем в другой район города, для смены диспозиции, так сказать. Выход из метро, крупный торговый центр. Переход, обозначенный соответствующими знаками, как всегда расположен вдалеке от народных троп. И вот идут себе граждане где захотят, вне зависимости от пола и возраста; хорошо хоть, по сторонам смотрят. Неподалеку видим пару инспекторов, но у них явно другие заботы. Хотя, надо сказать, ГИБДД регулярно устраивает акции, вроде всем известной «Внимание – пешеход!». Видимо, последняя закончилась давно, да и от них толку чуть. Как бегали пешеходы через проезжую часть на любой сигнал светофора, так и бегают. Самое страшное, что взрослые своим примером прививают несмышленым чадам подобные «нормы поведения» на дорогах…

Более того, появилась целая категория индивидов, которые принципиально (иного объяснения нет!) игнорируют подземные переходы! Сейчас, конечно, иной переход заткнет за пояс небольшой универсам по ассортименту предлагаемой продукции (от газет и сигарет до одежды и бытовой техники). Казалось бы, ходи да радуйся, ан нет – народ упорно желает перейти многополосную дорогу кратчайшим путем, уворачиваясь, как тореадор от быка, от мчащихся машин…

«Эх, – скажет читатель, – открыли Америку! Ну, перебегают родители с детьми улицу возле школы – да у нас народ запросто МКАД перебегает! И у некоторых даже получается!» Увы, не у всех…

«НАКЛЕЙКИ»

Вот, как принято говорить в таких случаях, сухие строчки протокола, из последних: «17 августа в 18.05 на 69-м км МКАД (внутреннее кольцо)… водитель автомашины «Мерседес», следовавшей по МКАД в направлении Ленинградского шоссе, совершил наезд на перебегавшего проезжую часть в неположенном месте неизвестного пешехода, который от полученных травм скончался на месте…» Водители-дальнобойщики уже успели прозвать таких отчаянных пешеходов «наклейками». Вот такой грустный, черный юмор…

Так что же толкает некоторых наших граждан на безрассудные поступки? То самое многоликое российское «авось»? Нехватка острых ощущений или еще что-то? Наплевательское отношение к своей жизни – мол, у нас на Руси она искони ничего не стоила? Ладно, не ценишь ты свою жизнь (и своих детей заодно), но водитель-то причем? Он-то, когда выезжал из дома, не думал, что кто-то прыгнет прямо под колеса! Что станет с ним потом? Пойдет «срок мотать»? Или, если даже его оправдает суд, будет всю жизнь носить на сердце этот грех и навсегда «завяжет» с автомобилем? Примерно в таком ключе я невесело размышлял по дороге на работу после рейда. Только занес ногу, чтобы ступить на пешеходный переход, смотрю – на приличной скорости едет дорогой японский вседорожник. «Наверняка не притормозит!» – подумал я. Однако «джип» вежливо пропустил меня и поехал дальше. Я глянул ему вслед: на месте государственного номера красовалась табличка «Моя территория. Мои правила». Выходит, не все еще потеряно?..

В 2005 ГОДУ ПО ВИНЕ ПЕШЕХОДОВ В РОССИИ ПРОИЗОШЛО 49 610 ДТП, В КОТОРЫХ ПОГИБЛО 7898 ЧЕЛОВЕК, А 42 920 – ПОЛУЧИЛИ ТРАВМЫ.

Подпишитесь на «За рулем» в