Вот оно, противоядие! не на потом
Президент в очередной раз потребовал от министра внутренних дел Нургалиева срочных мер по наведению порядка на дорогах. Начали с мигалок. Что ж, с чего-то, наконец, надо начинать… То, что творится на улицах Москвы, все больше грозит другим российским мегаполисам и продолжаться так далее не может. Потери на дорогах страны уже сейчас как на войне.
Без малого полвека я в «За рулем» и столько же лет сам за рулем. Но даже в страшном сне не мог себе представить того беспредела, что царит на столичных улицах. Да, в городе катастрофически не хватает дорог, развязок, крайне мало парковок, нет разумной организации движения. Но самая большая беда, мы знаем, в другом. Разнузданность и нахрапистость части водителей дезорганизует движение в городе и, что еще горше, не встречает решительного противодействия власти в лице ее Госавтоинспекции. В этом, скорее всего, корень зла.
Первой моей реакцией на объявленную войну мигалкам был вздох облегчения – лед тронулся! Но уже очень скоро пришлось задуматься. В последовавших вслед за первыми сообщениями акциях и выступлениях депутатов и чиновников (вспомним хотя бы демонстративный отказ от мигалок депутатов Госдумы – единороссов) настораживало часто повторяющееся: «Отказ от спецсигналов позволит решить проблему безопасности!» Помилуйте, каким образом? Как даже такая важная и необходимая мера (пока она касается в основном Москвы) сама по себе может избавить от пугающих своими цифрами жертв на дорогах, от ухудшения качества нашей жизни из-за бесконечных пробок с потерей времени, опозданиями и другими прелестями? И не получится ли, что куда более действенное и радикальное в борьбе с этим злом отступит «на потом», на второй план? К сожалению, на такие мысли наводит и долгожданный указ президента о первоочередных мерах по безопасности дорожного движения с поручениями правительству. В них опять-таки главный упор – на отмену привилегий, а остальное: улучшение условий дорожного движения, увеличение пропускной способности улиц и дорог, оказание экстренной помощи попавшим в ДТП и другое – через запятые и «а также».
Может, и впрямь нет оперативного противоядия от этой страшной болезни? Полноте. Есть. Им успешно пользуются в цивилизованном мире, о нем хорошо знают у нас в Госавтоинспекции и выше, иногда создание базы данных называют в ряду планируемых мер. Но как-то невнятно и нерешительно. А ведь речь-то о неотвратимости наказания за каждый проступок за рулем, за каждое нарушение. Об этом, кстати, почти из номера в номер напоминает «За рулем». Дело это хлопотное, затратное, но человеческая жизнь, как известно, цены не имеет – она бесценна.
НУЖЕН СВОЙ ФЛЕНСБУРГ
Вспоминаю, как много лет назад по дороге в Гамбург на мою просьбу поторопиться немец-водитель почти со страхом ответил: «Нельзя. У нас – Фленсбург». Чем так страшен для него этот небольшой город на границе с Данией? Здесь обосновался центр сбора данных на каждого водителя ФРГ – своего рода банк персональных дел. В нем с момента получения прав будут фиксировать каждое твое нарушение с указанием (и это главное!) количества полученных штрафных баллов, которые, в зависимости от тяжести нарушения, дополняют и сам по себе чувствительный денежный штраф. Баллы при следующих твоих проступках на дороге суммируются, и если вновь нарушил – жди кары, вплоть до лишения водительского удостоверения. По истечении двух лет баллы «сгорают», но только не после первого, а лишь последнего твоего наказания, так что приходится порой годы ездить под дамокловым мечом: нарушаешь – принудительно направят на курсы обучения, еще раз – на очень серьезный психологический тест, «тест идиотов», где навсегда могут отлучить от авто. Дальше – лишат прав. Система, не имеющая, кстати, ничего общего с отмененным у нас пресловутым «талоном предупреждения», четко отработана, очень строга, и тот, кто боится лишиться прав – а это каждый водитель ФРГ – неукоснительно соблюдает дорожные законы. Таков результат неотвратимости наказания!
Фленсбургскую Фемиду интересуют лишь штрафные баллы (очки). Фактом же самого нарушения и денежным штрафом занимается местная (земельная – в ФРГ) дорожная полиция. И начинается все со знакомых нам радаров, правда, в ином исполнении, иных количествах и в куда более разнообразных формах применения – стационарных, мобильных, скрытых, открытых и т.д. Радар может оказаться в какой-то неприметной припаркованной машине либо в другом месте, где встречи с ним никак не ожидаешь. А поскольку все, что он фиксирует, запечатлено на фото – пощады не жди, от штрафа не отвертеться. Ты, конечно, вправе через адвоката обратиться в суд, если не согласен с полицией, но шансов мало: по статистике более 90% жалобщиков проигрывают дело. Если виноват, неминуемо получишь по почте извещение о наказании и расстанешься с весьма солидной по немецким меркам (о наших и не говорю) суммой, да еще пополнишь свой штрафной счет.
Специальная техника фиксирует на автотрассах не только скорость, но и расстояние до впереди идущего автомобиля. Нормы тоже суровы. Если, скажем, ты на своем мощном «Порше» приблизился на опасную дистанцию, будь уверен – в лучшем случае выложишь круглую сумму, в худшем – лишишься прав.
Я не из числа сторонников жестких мер по отношению к водителям. Долгая жизнь в «За рулем», всегда имевшем сотни тысяч преданных читателей, приучила превыше всего ставить их интересы, защищать, помогать. Но именно поэтому я ратую за скорейшее создание «российского Фленсбурга» со всеми его строгостями, карами, неизбежной ответственностью. Без этого, уверен, попытки навести порядок на наших дорогах, сократить число жертв – лишь полумеры. Первейшее и главное здесь (об этом говорит не только немецкий – весь мировой опыт) – неотвратимость наказания за неуважение к дорожным законам. Другого не дано.
В этом же ряду (особенно зная нынешние милицейские нравы) еще одна, пусть и не столь масштабная, но очень актуальная задача: исключить взимание штрафа с нарушителя на дороге. Лет пятнадцать назад в Норвегии я брал интервью у начальника дорожной полиции Осло, где, как известно, за нарушение скоростного режима или других дорожных правил штрафуют и самого короля. Со всей деликатностью я поинтересовался, как обстоят дела со взятками. В Норвегии очень высокие штрафы – оттого мне представлялось понятным желание избежать их. Вопрос оказался для собеседника трудным: он никак не мог взять в толк, о чем речь – понять смысл слова «взятка» в данном контексте. Столь невероятным считал он подобное в кругу своих подчиненных! Думаю, у нас с таким же трудом придется искать сотрудника ДПС, чурающегося взятки. И если я не прав – буду счастлив.
При этом, однако, категорически не соглашусь, будто у нас, россиян, это в крови. В памяти водителей моего поколения хранится другой образ гаишника – не мздоимца, не равнодушного, а готового всегда помочь и выручить. Таких надо растить из молодых, хорошо платить им, хорошо их учить и воспитывать. Многое тогда изменится на наших дорогах.
«ОТКАЗ ОТ СПЕЦСИГНАЛОВ ПОЗВОЛИТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ!» ПОМИЛУЙТЕ, КАКИМ ОБРАЗОМ? КАК ДАЖЕ ТАКАЯ ВАЖНАЯ И НЕОБХОДИМАЯ МЕРА (ПОКА ОНА КАСАЕТСЯ В ОСНОВНОМ МОСКВЫ) САМА ПО СЕБЕ МОЖЕТ ИЗБАВИТЬ ОТ ПУГАЮЩИХ СВОИМИ ЦИФРАМИ ЖЕРТВ НА ДОРОГАХ?
Я РАТУЮ ЗА СКОРЕЙШЕЕ СОЗДАНИЕ
«РОССИЙСКОГО ФЛЕНСБУРГА» СО ВСЕМИ ЕГО СТРОГОСТЯМИ, КАРАМИ, НЕИЗБЕЖНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ. БЕЗ ЭТОГО, УВЕРЕН, ПОПЫТКИ НАВЕСТИ ПОРЯДОК НА НАШИХ ДОРОГАХ, СОКРАТИТЬ ЧИСЛО ЖЕРТВ – ЛИШЬ ПОЛУМЕРЫ.