Советы бывалых
«Десятое» семейство ВАЗ читатели хорошо знают. Но как, например, обеспечить задержку выключения электровентилятора после остановки двигателя, дабы исключить «тепловой удар»? Виктор Петров, инженер-механик лесного хозяйства, делится с вами своим опытом.
Автор лучшего совета получает от журнала премию 5000 рублей, а от компании «Апико-Авто» электрообогреваемую накидку на сиденье.
Давно известно, что после выключения горячего двигателя, особенно если температура охлаждающей жидкости на пределе, прекращение ее циркуляции может отрицательно сказаться на состоянии двигателя. Дело в том, что наиболее горячие его зоны (вблизи стенок камер сгорания и цилиндров) начинают «делиться» теплом с менее нагретыми участками, картина термических напряжений меняется – это может стать причиной опасного коробления крупных и дорогих деталей – таких, как блок цилиндров и его головка. Во избежание этого на многих современных автомобилях электровентилятор после остановки двигателя продолжает работать еще секунд тридцать, обдувая радиатор и охлаждая в нем жидкость. Ее плотность увеличивается, она опускается, а на ее место поступает более горячая. Конвекция обеспечивает заметную циркуляцию жидкости и снижение ее температуры на несколько градусов. Но на VAZ 2110 после выключения зажигания электронный блок обесточивает электровентилятор. Как же обеспечить задержку его выключения?
На схеме показано устройство, включаемое в штатные разъемы между электровентилятором и ЭБУ. Оно собрано из двух реле 904.3747-10 и реле стеклоочистителя 524.3747. ЭБУ управляет двигателем вентилятора по «минусу». В нашей схеме включается реле Р1 – оно обеспечивает питание реле стеклоочистителя Р3. Последнее включает реле Р2 – и, соответственно, электровентилятор. После выключения ЭБУ реле Р3 остается соединенным с «минусом» через диод Д1. Время его срабатывания зависит от емкости конденсатора в реле Р3. Для задержки 30 с нужна емкость 100 мкФ.
А. ЛАБЕНДИК,
Полевской Свердловской обл.
На некоторых автомобилях фонари красного цвета, так что и сигнал поворота красный, что ныне уже подпадает под запрет. Но дело ведь не в цвете фонаря – вспомните VAZ 2110 с белыми рассеивателями, но желтыми лампами! Важен цвет сигнала. Желтый получится, когда рассеиватель красный, а лампа зеленая. Попробуйте – и убедитесь.
От отдела эксплуатации. Действительно, если таких ламп нет в продаже, их колбы можно окрасить – например, зеленым цапон-лаком. Либо вложить прозрачную зеленую пленку внутрь фонаря. Интенсивность желтого зависит от исходных оттенков, а также от яркости самой лампы.
И. ХАМИДУЛЛИН,
Нефтеюганск
Прокачать тормоза можно и одному, без помощника, если в «прокачной» шланг встроить шариковый клапан от шинного насоса. При нажатии педали через шланг сливается жидкость, а при обратном ее движении подсос воздуха через шланг исключен.
Е. СЕРДЮК,
Москва
На «Мазде-3» щетки стеклоочистителей оставляют мертвые зоны. Поэтому левую я снял и, укоротив правый конец примерно на 20 мм, заменил ею штатную правую. Очищаемое поле стало больше. А вместо левой «маздовской» поставил щетку от «Форда-Фокус II», которая на 120 мм длиннее.
О. ГРИШАНОВ,
Рузаевка, Мордовия
Проблема пуска впрыскового двигателя в мороз не нова. Нередко ее причиной бывает некорректная «прошивка» ЭБУ, управляющего работой форсунок. Порой приходится «обманывать» контроллер, преднамеренно изменив показания датчика температуры. А морозы случаются разные – вот для чего я установил на «десятке» галетный переключатель (см. схему) с распаянными резисторами. Провода протянуты в моторный отсек к датчику температуры. Это существенно облегчает пуск мотора в мороз (опыт приобретается быстро!), снижает потери топлива при прогреве и износ двигателя.
А. КРУПИН,
Киров
Мы, автолюбители, порой попадаем в сложное положение: вечером была оттепель, а наутро мороз. Имеющаяся в продаже «разморозка» зачастую не помогает. Однажды, вернувшись из поездки, я понял, что закрыть замки дверей не удастся – вот и пришло в голову воспользоваться горячим «Тосолом». Набрав его в медицинский шприц, я вводил иглу в личинки замков и промывал их. Замки стали нормально работать, и больше их морозом не прихватывало.