Живописный путь к сердцу столицы
ЗОЛОТОЙ БОР
Поздней осенью Серебряный бор протестует против своего названия! С высоты полета городской птицы знаменитый московский лесопарк светится золотом листвы: кажется, будто кусочки осыпавшегося на лес солнышка светятся, согревая осенний воздух…
Из неги осеннего благодушия меня выхватывает гудок буксира. Там, внизу, у строящейся опоры «паркуется» речной работяга и десяток рабочих в ярких комбинезонах начинают сноровисто перетаскивать на площадку доставленный по воде груз. С почти 100-метровой высоты их работа напоминает организованный хаос гигантского муравейника. Где каждый, как известно, знает свой маневр.
На верхушку арки на специальном лифте нас с фотографом доставляет строительный рабочий Дмитрий. По ироничному совпадению, сам он из города Дмитров. Отсюда, из района Серебряного бора, он каждый день должен добираться на фирменном автобусе домой. Вантовый мост фактически возводят только в светлое время суток – таковы условия строительства гигантского сооружения: мало того, что в городе, еще и в природоохранной зоне.
3 МИЛЛИМЕТРА И 420 МЕТРОВ
Меж тем сроки сдачи объекта в эксплуатацию – конец 2007 года – никто не отменял. Вот и раздумывают строители, не «отменить» ли ежедневную муторную дорогу домой и оставаться на ночевку прямо возле объекта. Современные бытовки выгодно отличаются от хибар, в которых привычно видеть рабочих-«гастарбайтеров». Здесь, на строительстве моста «Живописный», нет ничего, что так печалит взгляд постороннего на стройке: ни куч гниющего мусора, ни голодных дворняг, прикормленных тоскующими по далекой родине строителями.
– Мы не используем неквалифицированную рабочую силу, – рассказывает представитель заказчика – компании «Организатор» Константин Шумов. – Технологии «Живописного» уникальны, и без специального строительного образования здесь невозможно выполнить даже элементарные работы. Да и нет тут простых работ – такая конструкция.
Мы стоим с Константином на металлической площадке в верхней части будущей арки. Впрочем, сейчас это еще не арка, а две гигантские руки, поддерживаемые специальными фермами. Шумов, словно главнокомандующий, объясняет, на каком участке «сражения» за новый мост что происходит в данный момент.
А происходит вот что. На берегу монтируют стальные конструкции будущего дорожного полотна, а затем их надвигают по направляющим к центру реки. Стальная «полосочка» шириной в 44 метра, которая станет 8-рядной автострадой, ползет с незаметной глазу скоростью. За месяц берега становятся ближе друг к другу примерно на 60 метров. В декабре конструкции моста общей длиной 420 метров встретятся. А гигантские домкраты сведут в единую арку две дуги стальных рук.
И при великанских габаритах будущего многотонного и многометрового моста допуски, особенно в местах будущих креплений тросов, ничтожно малы – до 3 миллиметров!
– Знаете любимую байку мостостроителей? – с шутки начинает разговор начальник участка строительства «Живописного» Виктор Соломатин. – Собрались строить мост между Англией и Францией. Каждый начал со своей стороны. «А вдруг вы не встретитесь посреди Ла-Манша, что будет?» – спрашивают у них. – «Тогда будет два моста!» А мы даже подобных шуток себе позволить не можем…
Виктор Егорович строил многие мосты и тоннели в столице. Но такого проекта, как «Живописный», за свою четвертьвековую практику припомнить не может.
– Не люблю излишне красивых и пафосных слов, но действительно ощущаю гордость, понимая, какое уникальное сооружение мы строим, – признается Соломатин. – Чувствуешь, что творишь руками историю архитектуры. Мост, о котором дети и внуки будут рассказывать – его строил наш батя!
МОСТ ВСЕЙ РОССИИ
Проект разработан в Омске. К слову, работа омских архитекторов заслужила Гран-при всемирной выставки в Антверпене. Там же, в Омске, на металлургическом заводе создаются основные узлы и конструкции моста. Практически все детали будущего сооружения сделаны в России. Исключение – элементы подвески, ванты, которые, как огромные амортизаторы, будут «сглаживать» колебания моста; их делают во Франции.
С самого краешка стального полотна виден старый мост. Он был построен в 30-е годы, чтобы связать город с популярной зоной отдыха. Новое сооружение позволит решить куда более масштабную задачу – и, кстати, пройдет в стороне от заповедного Серебряного бора. Старый мост едва заметен на фоне строящегося исполина. Хотя, если бы не сложность решения транспортных проблем Москвы, и новый мост мог быть не таким огромным.
Конечно, проще было перекинуть сооружение поперек русла, но тогда «Живописный» не смог бы выполнить требования скоростного режима автострады! От тоннеля, который начинается у МКАД в районе трассы «Балтия» и выныривает, пройдя 1600 метров под природоохранной зоной, машины должны мчаться со скоростью 100 км/ч. И на самом мосту, чтобы поддерживать безопасность движения, есть участок, где профиль полотна наклонен – реальный вираж, как на треке.
– Про уникальность «Живописного» можно рассказывать долго, – говорит генеральный директор компании «Организатор» Геннадий Кобзев. – Основное – необычный пилон-арка. По сути, это две Эйфелевы башни, наклоненные друг к другу и связанные вершинами. К этой конструкции крепятся ванты, которые держат полотно моста.
По расчетам дорожников, интенсивность движения по этому шедевру архитектуры составит до 5000 машин в час. И весь поток будут держать сотни тросов-вантов, закрепленных на гигантской арке. Кстати, на самой высокой части планируется открыть ресторан, откуда будет открываться фантастической красоты вид.
– Мост «Живописный» станет частью уникального Звенигородского проспекта, в котором Москва сегодня нуждается, как в глотке свежего воздуха, – рассказывает главный инженер НИИПИ Генплана Москвы Юрий Коротков. – Звенигородский проспект существовал в планах с 1971 года, но только сейчас нашлись средства. Ведь современная трасса «Балтия» (или Новорижское шоссе) не имеет входа в Москву и прерывается на МКАД. Это создает перегрузки как на кольцевой дороге, так и на соседних трассах, вынужденных принимать автомобили «Балтии» (Кутузовский проспект, Волоколамское шоссе, Ленинградский проспект). Они и так загружены до предела! Кроме того, Звенигородский проспект будет обслуживать районы, которые пока не имеют магистральной связи с центром столицы.
Прокладка Звенигородской трассы также предусматривает трехуровневую развязку в районе проспекта Маршала Жукова. И, конечно же, подземный тоннель под Серебряным бором, проходка которого завершена в конце октября (о его конструкции и о том, как работает уникальный щит-бур, мы планируем рассказать в одном из номеров ЗР). Тоннель необычен тем, что, помимо автомобильного движения, в его «трубах» пойдут поезда строящейся линии метрополитена.
Вся эта уникальность стоит, разумеется, огромных денег – строительство Звенигородского проспекта (со всеми инженерными объектами) обойдется примерно в 3,5 млрд. долларов. Но, по расчетам специалистов, экономический эффект от ввода его в эксплуатацию составит 1 млрд. долл. в год, то есть затраты должны окупиться всего за три с половиной года!
И все-таки жемчужиной этой трассы станет «Живописный».
КОГДА В 2008 ГОДУ СДАДУТ ВЕСЬ ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ПРОСПЕКТ, ДОЕХАТЬ ОТ МКАД ДО САДОВОГО КОЛЬЦА МОЖНО БУДЕТ ЗА 10–12 МИНУТ.