С прицелом на европу

С ПРИЦЕЛОМ НА ЕВРОПУ

За удобство пассажиров расплачиваются конструкторы, вынужденные куда-то прятать силовой агрегат, трансмиссию, элементы подвески. Наиболее эффективное, но сложное и дорогое решение на сегодняшний день выглядит так. Двигатель и коробка передач расположены в заднем свесе продольно, слева по ходу движения. Задний мост портальный с бортовыми редукторами и смещенным к левому колесу редуктором главной передачи, который за характерную округлую форму называют яблоком. Все это позволяет сделать пол в проходе максимально низким и оставить лишь одну ступеньку, причем только у задней двери. Компактная пневмоподвеска позволяет к тому же реализовать функцию «книллинга» – опускать кузов автобуса на остановке. В тонкое днище не упрячешь мощных силовых конструкций, поэтому массивная крыша тоже становится несущим элементом, а попутно вместилищем систем вентиляции, отопления и других. Именно по такой схеме построен показанный на МИМС-2006 новый двенадцатиметровый «Волжанин-527006». Базовым силовым агрегатом выбран рядный шестицилиндровый турбодизель «Дойц BF6M 1013» объемом 7,2 л и мощностью 286 л.с. Его выхлоп соответствует нормам Евро III, а для экспортных версий и Евро IV. Удельный расход топлива всего 205– 212 г/кВт.ч, что обеспечивает экономичность на уровне 25–28 л/100 км в городском цикле. По желанию покупателя могут быть установлены моторы «Скания», «Мерседес» и даже ярославские; правда, в последнем случае расход топлива составит около 46 л/100 км.

Коробка передач «Алиссон Т280» (также возможен «ZF Экомат» или «Фойт Дива 3E») – автоматическая шестиступенчатая со встроенным ретардером, срабатывающим от педали тормоза и эффективным даже на скоростях от 5 до 30 км/ч. Тандем мотора и коробки работает отлично, разгон достаточно интенсивный, легкий и ровный, без рывков. Только дисплей селектора поначалу сбивает с толку, показывая не включенную передачу, а их общее число – водитель может отключать передачи последовательно, начиная сверху. Кроме того, обод руля перекрывает спидометр, погромыхивают потолочные панели – впрочем, говорят, это издержки первого опытного образца.

Передняя ось, ведущий мост, рулевое управление – все это также от «Цанрад фабрик». Стоит отметить тормозную систему (точнее, четыре автономные системы: рабочую, стояночную, вспомогательную и запасную) «Вабко-EBS» с цифровым управлением, расширяющим возможности антиблокировочной и противобуксовочной систем. Бортовой компьютер собственного производства не только управляет всеми жизненно важными системами автобуса, но и заботится о безопасности – например, включает тормозную систему при открывании дверей и не дает тронуться, пока они не будут закрыты. Салон обогревают несколько конвекторов, работающих от системы охлаждения двигателя – предпусковой подогреватель «Вебасто» не в счет, он не предназначен для непрерывной работы. Учитывая экономичный дизель с малым тепловыделением, громадную площадь остекления и три часто открываемые двери, логично было бы применить мощный автономный отопитель. Впрочем, в пустующих объемах между арочным потолком и плоской крышей можно еще много чего разместить – например, систему принудительной вентиляции (на представленной версии она естественная, через форточки в окнах).

Однако самое интересное в новом «Волжанине» – это кузов из алюминия! Предприятие, родившееся всего тринадцать лет назад, первым из отечественных производителей освоило эту передовую технологию совместно со швейцарскими партнерами. Что дает алюминий? Ответ – в пресс-релизе: «Масса кузова уменьшилась на 500 кг, что продлевает ресурс подвески на 8% и экономит до 12% топлива, а в час пик позволяет брать на борт дополнительно до 10 пассажиров». Алюминиевый кузов не варят, а склеивают из раскроенных листов на стальном каркасе. Здесь-то и кроется основная трудность – алюминий в контакте со сталью образует гальваническую пару и без защиты интенсивно корродирует. Проблему решили с помощью пластиковых изолирующих прокладок, специального крепежа и герметиков.

Коммерческий транспорт не должен простаивать – оптимизация модульной конструкции и быстрая компьютерная диагностика существенно снизили время обслуживания, а пробег между ТО увеличен до 30 тыс. км.

Тесен мир – всего через неделю после первого знакомства с новым автобусом на Дмитровском автополигоне я встретил его двухдверного собрата на грузовом автосалоне IAA в Ганновере. Амбициозные планы Волжского завода простираются аж до Атлантики – после автосалона «Волжанин» отправился на смотрины к европейским автоперевозчикам. Конечно, конкурировать с именитыми брендами непросто, но шансы на успех есть – кроме привлекательной цены, а она начинается от 100 тыс. евро, в активе новичка вполне современная конструкция. Да и выбор алюминиевых низкопольников вскоре расширится – к концу года появится удлиненная пятнадцатиметровая версия, а в следующем году и короткая десятиметровая.

Подпишитесь на «За рулем» в